ЗАО выполняет функции заказчика-застройщика при строительстве объектов - многоквартирных домов со встроенными нежилыми помещениями с привлечением средств инвесторов (юридических и физических лиц) путем заключения договоров долевого участия
В бухгалтерском учете ЗАО учитывает выручку от оказания услуг заказчика-застройщика. Величина выручки от оказания услуг рассчитывается путем умножения утвержденного процента на сумму фактически освоенных капитальных вложений за период строительства. В заключенных договорах долевого участия с инвесторами выплата вознаграждения ЗАО за выполнение услуг заказчика-застройщика не предусмотрена.
ЗАО ежемесячно определяет финансовый результат от выполнения услуг заказчика-застройщика в виде разницы между выручкой, определенной расчетным путем, и фактическими затратами, учтенными в составе расходов.
Таким образом, оно уплачивает налог на прибыль при формировании финансового результата от оказания услуг заказчика-застройщика, не дожидаясь передачи объекта инвестору (покупателю).
Вправе ли ЗАО определять финансовый результат от оказания услуг заказчика-застройщика помесячно, не дожидаясь передачи объекта инвестору, в целях уплаты налога на прибыль?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 августа 2012 г. N 03-03-06/1/380
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания для целей налогообложения прибыли организаций доходов от реализации работ по производству с длительным технологическим циклом при применении налогоплательщиком метода начисления и сообщает следующее.
Порядок признания доходов при методе начисления установлен в ст. 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 271 НК РФ при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
Пунктом 2 ст. 271 НК РФ определено, что по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам).
Порядок налогового учета доходов от реализации установлен ст. 316 НК РФ, согласно которой по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
Таким образом, при выполнении работ с длительным производственным циклом, не предусматривающим их поэтапной сдачи, цена договора на их реализацию распределяется налогоплательщиком между отчетными периодами, в течение которых выполняется договор, равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов. При этом отнесение возникших расходов к расходам текущего отчетного (налогового) периода осуществляется налогоплательщиком в общеустановленном порядке, то есть при методе начисления - в соответствии со ст. 272 НК РФ.
Одновременно сообщаем, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России от 23.03.2005 N 45н обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
03.08.2012