Требуется идентификация
(Завойкина Н.)
("ЭЖ-Юрист", 2006, N 37)
Текст документа
ТРЕБУЕТСЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ
Н. ЗАВОЙКИНА
Письмо ЦБ РФ от 30.08.2006 N 115-Т, обязывающее банки идентифицировать клиентов, обслуживаемых с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания, вызвало ряд откликов практикующих юристов. Предлагаем читателям ознакомиться с развернувшейся дискуссией.
Максим Прошунин, канд. юрид. наук, ст. преподаватель кафедры административного и финансового права РУДН:
Несомненно, данное письмо привнесло больше ясности в вопрос о круге лиц, которые должны быть идентифицированы в рамках открытия и функционирования банковского счета. Однако данное разъяснение не стало чем-то принципиально новым. Специфика интернет-банкинга такова, что достаточно трудно полностью исключить возможность распоряжения денежными средствами на счетах неидентифицированными лицами. Последние могут получать пароли, коды доступа к управлению банковским счетом от надлежащим образом идентифицированных "подставных" лиц и фактически осуществлять от их имени все необходимые операции.
Лариса Митяшова, начальник правового Департамента Ассоциации российских банков:
- В ближайшее время мы направим письмо в ЦБ РФ с просьбой исключить из письма N 115-Т обязанность кредитных организаций идентифицировать не только лицо, заключающее договор банковского счета, но также и лиц, которым предоставляются либо будут предоставлены полномочия по распоряжению банковским счетом (вкладом) с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания. По нашему мнению, следует закрепить исчерпывающий перечень мер, принятие которых кредитными организациями будет признано ЦБ РФ надлежащим исполнением требований, указанных в п. 1 ст. 7 Закона "О легализации...", независимо от того, удалось ли кредитной организации реально идентифицировать таких лиц.
Сергей Шеленков, руководитель юридической группы:
- Представляется, что данное письмо ЦБ РФ является попыткой расширительного толкования положений содержания Федерального закона N 115-ФЗ, согласно ст. 7 которого банк обязан идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в кредитной организации. Однако таким лицом является сам клиент, но никак не третьи лица, которым он дал законную возможность воспользоваться денежными средствами на его счете.
Логика здесь такова - если происхождение средств клиента законно (это презюмируется, поскольку клиент идентифицирован кредитной организацией и информация о нем при необходимости сообщена в ФСФМ), то и распоряжение такими средствами также законно.
Дмитрий Шевченко, советник председателя правления по правовым вопросам АКБ "ЛАНТА-БАНК" (ЗАО):
Дистанционное банковское обслуживание с технологической точки зрения предполагает физическое отсутствие стороны сделки или банковской операции при ее проведении. Даже упрощенная идентификация, предусмотренная Положением от 19.08.2004 N 262-П и предполагающая получение копии документа, удостоверяющего личность, невозможна в ситуации, если банк и клиент не вступают в непосредственный контакт. Таким образом, видимо, смысл письма N 115-Т сводится к идентификации клиента лишь при предоставлении ему ключа (кода), при помощи чего он будет осуществлять дистанционное банковское обслуживание.
Материал подготовила Н. Завойкина
------------------------------------------------------------------
Название документа