Правомерно ли назначение председателем комиссии по размещению государственных заказов физического лица, не прошедшего профессиональную переподготовку в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд?

Ответ: Физическое лицо, не прошедшее профессиональную переподготовку в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд, может быть назначено председателем комиссии по размещению государственных заказов только при условии, что хотя бы один из остальных членов такой комиссии прошел профессиональную переподготовку в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд.

Обоснование: Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) предусмотрено, что данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона N 94-ФЗ заказчик или уполномоченный орган (в случае если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) вправе привлечь на основе контракта или в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 данного Федерального закона, на основе гражданско-правового договора юридическое лицо (далее - специализированная организация) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить контракт (далее также - конкурс) или аукциона на право заключить контракт (далее также - аукцион) - разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. При этом создание комиссии по размещению заказа, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком, уполномоченным органом, а подписание контракта осуществляется заказчиком.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги (далее - запрос котировок) создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия (далее также - комиссия).

Из ч. 2 ст. 7 Закона N 94-ФЗ следует, что заказчиком, уполномоченным органом до опубликования в официальном печатном издании или до размещения на официальном сайте, определяемом в порядке, установленном ст. 16 указанного Федерального закона, извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, о проведении запроса котировок, о предварительном отборе либо направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе принимаются решения о создании комиссии, определяются ее состав и порядок работы, назначается председатель комиссии. Заказчик, уполномоченный орган вправе включать в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для нужд заказчиков.

Таким образом, при размещении государственного заказа заказчиком в обязательном порядке создается соответствующая комиссия и назначается ее председатель, который также является и членом комиссии.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона N 94-ФЗ членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа (в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе или заявки на участие в запросе котировок (далее - котировочные заявки) либо состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки), либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами участников размещения заказа), а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере размещения заказов должностные лица уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления (далее также - орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов).

Частью 20 ст. 65 Закона N 94-ФЗ установлено, что с 1 января 2009 г. в состав комиссии по размещению заказов должно включаться не менее чем одно лицо, прошедшее профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для нужд заказчиков.

При этом положения Закона N 94-ФЗ не предусматривают в качестве обязательного требования факт наличия у председателя комиссии профессиональной переподготовки или повышения квалификации в сфере размещения заказов для нужд заказчиков.

Определяющее значение в указанном случае имеет именно наличие профессиональной переподготовки или повышения квалификации в сфере размещения заказов для нужд заказчиков хотя бы у одного члена комиссии, который председателем может и не являться.

При этом следует отметить, что п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.09.1998 N 1022 "О кадровом обеспечении торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд" было предусмотрено, что начиная с 2000 г. председателями комиссий по проведению торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов назначаются исключительно лица, прошедшие соответствующую профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

Однако в связи с признанием названного Постановления утратившим силу на основании Постановления Правительства РФ от 18.09.2006 N 577 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам кадрового обеспечения в сфере размещения заказов" правило о том, что председателем комиссии могут быть исключительно лица, прошедшие соответствующую профессиональную переподготовку или повышение квалификации, в настоящий момент не применяется.

Е. А.Башарин

Юридическая компания "Юново"

01.08.2012