Антимонопольный орган включил организацию - победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков. Организация обжаловала указанные действия в арбитражный суд, в качестве основания указав, что заказчик направил в антимонопольный орган сведения о расторжении контракта в судебном порядке с нарушением срока, предусмотренного ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Является ли данное обстоятельство основанием для признания решения антимонопольного органа о включении организации в реестр недобросовестных поставщиков недействительным?

Ответ: Факт пропуска заказчиком срока направления сведений в антимонопольный орган о расторжении контракта в судебном порядке с организацией - победителем аукциона, установленного в ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), не является основанием для признания решения антимонопольного органа о включении организации в реестр недобросовестных поставщиков недействительным.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом N 94-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Частью 2 ст. 19 Закона N 94-ФЗ установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими контрактов.

Таким образом, победитель аукциона в случае существенного нарушения условий государственного контракта и расторжения государственного контракта по этому основанию судом подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Частью 6 ст. 19 Закона N 94-ФЗ установлено, что в случае расторжения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) контракта в течение трех рабочих дней со дня расторжения контракта заказчик направляет в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти сведения, предусмотренные п. п. 1 - 4 ч. 3 ст. 19 Закона N 94-ФЗ, а также копию решения суда о расторжении контракта.

Частью 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ определено, что решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в ч. 2 и 3 указанной статьи, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Таким образом, заказчик обязан направить сведения об организации, с которой по решению суда контракт расторгнут, в течение трех рабочих дней с момента вступления соответствующего решения суда в силу.

Очевидно, что нарушение заказчиком указанного срока может быть расценено как нарушение процедуры включения организации в реестр недобросовестных поставщиков.

Однако следует отметить, что положения законодательства РФ в сфере размещения заказов не ставят возможность признания решения о включении организации в реестр недобросовестных поставщиков в зависимость от нарушения заказчиком срока направления в антимонопольный орган сведений о расторжении контракта.

Аналогичный вывод указан в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2011 по делу N А46-9039/2010, согласно которому пропуск установленного в ч. 6 ст. 19 Закона N 94-ФЗ срока направления сведений в антимонопольный орган не может служить основанием для отказа заказчику во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку названный срок не является пресекательным и законодательство не устанавливает правовых последствий пропуска такого срока в виде отказа заказчику во включении в реестр сведений о недобросовестном поставщике.

Таким образом, факт пропуска заказчиком срока направления сведений в антимонопольный орган о расторжении контракта в судебном порядке с организацией - победителем аукциона не является основанием для признания решения антимонопольного органа о включении организации в реестр недобросовестных поставщиков недействительным.

Е. А.Башарин

Юридическая компания "Юново"

31.07.2012