Об уменьшении налога, уплачиваемого при УСН, на страховые взносы индивидуальным предпринимателем, не производящим выплаты физлицам, если он применяет УСН с объектом налогообложения "доходы"
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 апреля 2014 г. N 03-11-11/18078
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о порядке применения упрощенной системы налогообложения индивидуальным предпринимателем, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам, и сообщает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.
Индивидуальные предприниматели, в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают фиксированные платежи единовременно за текущий календарный год в полном объеме либо частями в течение года (ч. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ). Окончательная уплата страховых взносов с доходов, не превышающих 300 000 руб., должна быть произведена не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с дохода, превышающего 300 000 руб., уплачиваются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ч. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, если по итогам года доход индивидуального предпринимателя, не производящего выплат и иных вознаграждений физическим лицам и уплачивающего фиксированный платеж, превысит 300 000 руб., то такой предприниматель не позднее 1 апреля должен перечислить 1% от суммы превышения, но не более установленного максимального размера страховых взносов. При этом данные страховые взносы в виде 1% от суммы превышения дохода индивидуальный предприниматель может уплачивать с момента превышения дохода в течение текущего года (п. 2 ч. 1.1 ст. 14, ч. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с п. 3.1 ст. 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере. Указанные налогоплательщики вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога.
Учитывая изложенное, в целях применения п. 3.1 ст. 346.21 Кодекса исчисленный за отчетный (налоговый) период авансовый платеж (налог) уменьшается на сумму страховых взносов в фиксированном размере, рассчитанном исходя из величины дохода, фактически полученного налогоплательщиком.
Кроме того, исходя из ч. 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ под фиксированным размером страховых взносов понимается вся сумма, подлежащая уплате самозанятым лицом за расчетный период, с учетом его дохода. Следовательно, в понятие "фиксированный платеж" также включаются страховые взносы, уплачиваемые в размере 1% от суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающей 300 000 руб.
Таким образом, с 1 января 2014 г. сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, может быть уменьшена индивидуальным предпринимателем не только на сумму уплаченного им фиксированного платежа, но и на сумму страховых взносов, уплаченную в связи с превышением годового дохода индивидуального предпринимателя. При этом уменьшение суммы налога (авансовых платежей по налогу), исчисленной за налоговый (отчетный) период, производится на сумму страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р. А.СААКЯН
18.04.2014