Вправе ли должностные лица налогового органа не допустить представителя налогоплательщика по доверенности к участию в рассмотрении руководителем инспекции материалов выездной налоговой проверки на том основании, что в доверенности представителя налогоплательщика отдельно не выделены полномочия на представление интересов налогоплательщика в налоговых органах при рассмотрении материалов налоговых проверок, а указано, что доверяемый имеет право на представление интересов общества во всех государственных органах и учреждениях со всеми правами и возможностью подписания документов?

Ответ: Должностные лица налогового органа не вправе отказывать представителю налогоплательщика по доверенности в участии в рассмотрении руководителем налогового органа материалов выездной налоговой проверки, так как формулировка в доверенности представителя о праве на представление интересов общества во всех государственных органах и учреждениях является достаточной для представления интересов доверителя в налоговых органах (в том числе и при рассмотрении материалов налоговых проверок).

Обоснование: В силу пп. 8 и 15 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки и участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ.

Согласно п. п. 1 и 3 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ).

На основании п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть предоставлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

В соответствии с п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Согласно п. 15 Обзора судебной практики Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, связанной с применением главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации (налоговый контроль) (рекомендован Постановлением Президиума ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.06.2011 N 4), в доверенности, выданной уполномоченному представителю налогоплательщика, возможно указание общего полномочия на представление интересов в отношениях с государственными органами. Ни законодательство о налогах и сборах, ни гражданское законодательство не предписывают необходимость специального указания в доверенности полномочий на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки.

В силу п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения предусмотренного п. 7 настоящей статьи решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

В связи с изложенным, в случае если должностные лица налогового органа не допустили представителя налогоплательщика по доверенности к участию в рассмотрении руководителем налоговой инспекции материалов выездной налоговой проверки на том основании, что в доверенности представителя налогоплательщика отдельно не выделены полномочия на представление интересов налогоплательщика в налоговых органах при рассмотрении материалов налоговых проверок, а указано, что доверяемый имеет право на представление интересов общества во всех государственных органах и учреждениях со всеми правами и возможностью подписания документов, налоговый орган нарушил процедуру рассмотрения материалов выездной проверки, что повлекло нарушение прав налогоплательщика, выразившееся в необеспечении последнему возможности участвовать во всем процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, представлять возражения и обосновывающие их документы (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2010 N А33-20479/2009).

М. Ю.Мордасов

Юридическая компания "Юново"

27.07.2012