Концепция Федерального закона об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения

(Волков Г. А.) ("Экологическое право", 2006, N 4) Текст документа

КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ, ВОЗНИКШИХ ПРИ ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Г. А. ВОЛКОВ

Волков Г. А., доцент кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор юридических наук.

Введение

Необходимость упорядочения отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения, связана с существованием ряда объективных факторов, которые не в полной мере учтены в действующем законодательстве. В 1990-х гг. была проведена приватизация сельскохозяйственных угодий колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, которая, как правило, осуществлялась вместе с их реорганизацией. На общих собраниях граждан-учредителей были приняты решения о реорганизации соответствующих колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, приняты уставы вновь образованных хозяйственных обществ, товариществ, производственных кооперативов. Их акции, доли, паи должны были быть оплачены земельными долями и имущественными паями, полученными при приватизации. При приватизации сельскохозяйственных угодий бывшие члены колхозов, работники совхозов, пенсионеры этих хозяйств, а также работники социальной сферы в сельской местности приобрели право на земельную долю, которой следовало распорядиться одним из предусмотренных в законодательстве способов. В подавляющем большинстве случаев лица, получившие право на земельную долю, добровольно внесли ее в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, сельскохозяйственных производственных кооперативов, образованных при реорганизации бывших колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий. Именно эти вновь созданные сельскохозяйственные организации стали собственниками имущества, переданного им учредителями (участниками, членами). В соответствии с решениями общих собраний учредителей и предоставленными списками граждан-учредителей каждого вновь образованного хозяйственного общества, товарищества, производственного кооператива на основании постановлений администрации того или иного района сельскохозяйственные угодья бывших колхозов и совхозов были переданы в собственность вновь образованных хозяйственных обществ и товариществ. Этим сельскохозяйственным организациям были выданы соответствующие свидетельства о праве собственности на землю. Те граждане, которые не стали учредителями того или иного образованного хозяйственного общества, товарищества, производственного кооператива и выделили земельные участки на местности в счет земельных долей, после государственной регистрации права стали собственниками соответствующих земельных участков. Они занимались производством сельскохозяйственной продукции, самостоятельно ухаживали за землей, платили необходимые налоги и сборы, осуществляли прочие полномочия собственника. Их право на землю не подвергается сомнению. Сельскохозяйственные организации (АОЗТ, ТОО, производственные кооперативы), которые стали собственниками имущества, переданного им учредителями (участниками, членами), прошли процедуру реорганизации или привели организационно-правовую форму согласно требованиям Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (ст. 6), а также зарегистрировали ранее возникшее право собственности на земельные участки в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В отношении зарегистрированного права собственности сельскохозяйственных организаций на земельные участки, возникшего в результате внесения земельных долей в уставные капиталы при учреждении хозяйственных общества, товариществ, сельскохозяйственных производственных кооперативов, приобретения ими земельных долей по иным основаниям, на практике часто возникают конфликтные ситуации. Основанием возникновения конфликтных ситуаций послужила неточная реализация на местах государственной политики по развитию земельной и аграрной реформы, проводившейся на основании Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" <1>. -------------------------------- <1> Утратил силу.

В Указе Президента РФ были предусмотрены меры по ускорению оформления права собственности на земельную долю, в частности, комитетам по земельным ресурсам и землеустройству было предписано выдавать по утвержденной Указом форме свидетельства на право собственности на землю. Эти положения Указа были рассчитаны на случаи, когда членами колхозов, работниками совхозов еще не были приняты решения о приватизации сельскохозяйственных угодий или когда после приватизации сельскохозяйственных угодий собственники земельных долей еще не распорядились ими. На местах же органы местного самоуправления часто принимали повторные решения о приватизации сельскохозяйственных угодий, а комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдавали всем свидетельства по утвержденной Указом Президента РФ форме без рассмотрения вопроса, распорядились ли собственники земельными долями или нет. В результате изложенные конфликтные ситуации приняли широкомасштабный характер, вызывают очаги социальной напряженности в обществе, тормозят инвестиционную деятельность в сельском хозяйстве. Рассмотрение единичных споров в суде не может решить проблему в целом. 1. Основная идея, цели и предмет правового регулирования. Основная идея Федерального закона об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения, заключается в обеспечении реализации прав граждан, имеющих свидетельства на право собственности на землю, удостоверяющие право на земельные доли, их наследников, в том числе в случае банкротства использующих земельные участки сельскохозяйственных организаций, обеспечении гарантий инвестиционной деятельности, если она связана с приобретением и использованием ранее приватизированных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, и решение проблемы коллизии между свидетельствами о праве собственности на землю, которые удостоверяли право собственности сельскохозяйственных организаций на земельные участки, возникшее в результате внесения земельных долей в уставные капиталы при учреждении хозяйственных общества, товариществ, сельскохозяйственных производственных кооперативов, приобретения ими земельных долей по иным основаниям, и свидетельствами на право собственности на землю, удостоверяющими право на земельные доли, которые были выданы гражданам уже после этого по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России". Целью Федерального закона является внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации для упорядочения отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения, решения вопроса о субъекте права собственности на приватизированные земельные участки, предотвращения возникновения массовых судебных споров по формальным основаниям, не соответствующих содержанию возникших отношений. Предметом правового регулирования Федерального закона выступают отношения собственности на земельные участки, возникшие ранее в результате приватизации земель сельскохозяйственного назначения до вступления в силу Земельного кодекса РФ 2001 г. 2. Круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности. Предлагаемый законопроект распространяет свое действие на лиц, которым были выданы документы, удостоверяющие право собственности на приватизированные земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, до вступления в силу Земельного кодекса РФ 2001 г., а также на их правопреемников. К таковым относятся: 1) хозяйственные общества и товарищества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, образованные при реорганизации бывших колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, уставный капитал которых был сформирован в том числе в результате внесения земельных долей и которым были выданы: - государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей (по форме, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 <2>), -------------------------------- <2> Утратило силу.

или - свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей (форма свидетельства была подготовлена Государственным комитетом по земельной реформе РСФСР на основании Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" <3> (п. 6) и направлена районным (городским) комитетам по земельной реформе и земельным ресурсам, руководителям исполнительных органов сельских (поселковых) Советов народных депутатов письмом Государственного комитета по земельной реформе РСФСР от 13 января 1992 г. N 3-14/60), -------------------------------- <3> Утратил силу.

или - свидетельство о праве собственности на землю (по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 177 <4>); -------------------------------- <4> Утратило силу.

2) правопреемники указанных в п. 1 хозяйственных обществ и товариществ, сельскохозяйственных производственных кооперативов; 3) граждане, которым были выданы свидетельства на право собственности на землю (по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" <5>), удостоверяющие право на земельные доли, их наследники, а также лица, которые приобрели у указанных граждан земельные доли по договорам; -------------------------------- <5> Утратил силу.

4) лица, которые приобрели на основании договоров земельные участки, в том числе земельные участки, образованные в результате раздела этих земельных участков, у указанных в п. 1 хозяйственных обществ и товариществ, сельскохозяйственных производственных кооперативов, их правопреемников. Законопроект распространяет свое действие на органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Новые права и обязанности перечисленных лиц определяются в зависимости от обстоятельств: - наличия у граждан свидетельств на право собственности на землю, удостоверяющих право на земельные доли, при одновременном оформленном праве собственности сельскохозяйственных организаций на тот же земельный участок; - межевания и кадастрового учета земельного участка; - государственной регистрации права собственности, в том числе долевой собственности, на земельный участок в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; - раздела земельного участка на части в виде самостоятельных земельных участков или объединения земельного участка с другими земельными участками; - перехода права собственности на земельный участок или его части в виде самостоятельных земельных участков к другим лицам; - использования земельного участка и уплаты земельного налога с момента его приватизации. Исходя из этого, в законопроекте предлагается: 1) определить права граждан, которым были выданы свидетельства на право собственности на землю (по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России"), удостоверяющие право на земельные доли, их наследников, в случае, если такие свидетельства были выданы после приватизации земельного участка и оформления права собственности сельскохозяйственной организации на него; 2) определить срок действия свидетельств на право собственности на землю (по форме, утвержденной Указом Президента РФ "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России"), удостоверяющих право на земельные доли, если право собственности на тот же земельный участок было зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; 3) определить условия и порядок денежной компенсации гражданам, которым были выданы свидетельства на право собственности на землю (по форме, утвержденной Указом Президента РФ "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России"), удостоверяющие право на земельные доли, их наследникам, по истечении срока действия указанных свидетельств. 3. Место будущего Закона в системе действующего законодательства с указанием отрасли законодательства, к которой он относится, положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и системообразующих законов Российской Федерации, на реализацию которых направлен данный законопроект, а также значение, которое будет иметь законопроект для правовой системы. Законопроект призван упорядочить отношения собственности, возникшие при приватизации земель сельскохозяйственного назначения, в случаях наличия у граждан свидетельств на право собственности на землю, удостоверяющих право на земельные доли, при одновременном оформленном праве собственности сельскохозяйственных организаций на тот же земельный участок. В настоящее время отношения собственности, возникшие при приватизации земель сельскохозяйственного назначения, регулируются правовыми нормами, которые содержатся в земельном законодательстве и гражданском законодательстве. Поэтому будущий Закон носит комплексный характер, направлен на внесение изменений в существующие федеральные законы разных отраслей законодательства, прежде всего земельного. 4. Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативных правовых актов. Проблема коллизии между свидетельствами о праве собственности на землю, которые удостоверяли право собственности сельскохозяйственных организаций на земельные участки, возникшее в результате внесения земельных долей в уставные капиталы при учреждении хозяйственных общества, товариществ, сельскохозяйственных производственных кооперативов, приобретения ими земельных долей по иным основаниям, и свидетельствами на право собственности на землю, удостоверяющими право на земельные доли, которые были выданы гражданам уже после этого по форме, утвержденной Указом Президента РФ "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", основана не только на исторически сложившихся фактических обстоятельствах, но и на положениях Федеральных законов. Согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Схожее положение содержится в ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В ней предусмотрено, что свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Эти положения Федеральных законов "консервируют" бессрочную конфликтную ситуацию между сельскохозяйственными организациями, которые стали собственниками земельных участков в результате внесения земельных долей в уставный капитал при их учреждении, и гражданами, которым были выданы свидетельства на право собственности на землю, уже после того, когда они распорядились земельными долями, а также исключают возможность применения исковой давности. В Федеральном законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" перечислены не все документы, которые ранее удостоверяли право на земельную долю. Утвержденных форм "свидетельств о праве на земельные доли" не было. В Законе дан обобщающий термин, по смыслу включающий разные виды документов, удостоверяющих право на землю. Отсутствие точного указания на документы, которые выдавались по установленной форме, может привести к формальным отказам со стороны органов, осуществляющих деятельность по ведению государственного земельного кадастра, и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в реализации права на земельную долю. В то же время к документам, имеющим равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, причислены выписки из решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, принятых до вступления в силу рассматриваемого Закона. Такое расширение перечня документов может приводить к злоупотреблениям на практике. Решения органов местного самоуправления ранее не являлись документами, удостоверяющими право на земельный участок. В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РСФСР 1991 г. <6> право собственности на землю удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта была утверждена Советом Министров РСФСР, а в дальнейшем, на основании указов Президента РФ, выдавались соответствующие свидетельства. -------------------------------- <6> Утратил силу.

На основании Указа Президента РФ от 11 декабря 1993 г. N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" <7> регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость были возложены на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах. -------------------------------- <7> То же.

Рассмотренные положения Федеральных законов не устанавливают соотношение по юридической силе между отдельными документами, удостоверяющими права на землю, которые были выданы до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", если между ними имеется противоречие. Вместе с тем если право собственности на земельный участок было зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то по правилам п. 1 ст. 2 этого Федерального закона государственная регистрация прав является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Учитывая, что свидетельства на право собственности на землю, удостоверяющие право на земельную долю, выдавались без межевания земельного участка и описания его границ, право собственности на земельный участок, зарегистрированное в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", является более достоверным. Поскольку земельный участок не был индивидуализирован при выдаче гражданам свидетельств на право собственности на землю, удостоверяющих право на земельную долю, его невозможно точно сопоставить с земельным участком, на который было оформлено право собственности сельскохозяйственных организаций. С точки зрения обеспечения гарантий инвестиционной деятельности, связанной с приобретением и использованием ранее приватизированных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, документы, удостоверяющие права на землю, выданные ранее других до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют приоритет. Согласно ст. 17 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участники долевой собственности, получившие при приватизации сельскохозяйственных угодий в собственность земельные доли, обязаны обеспечить определение на местности границ находящихся в общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями землеустройства. Выполнить это положение Закона отдельным гражданам, имеющим свидетельства на право собственности на землю, удостоверяющие право на земельную долю, крайне обременительно в связи с большой площадью земельного участка и неопределенностью объекта права. Еще сложнее соотнести свидетельства на право собственности на землю, удостоверяющие право на земельную долю, с земельными участками, которые образовались в случае раздела приватизированного земельного участка на отдельные участки или его объединения с другими земельными участками. Если такие земельные участки были возмездно отчуждены третьим лицам, то эти лица в соответствии со ст. 302 Гражданского кодекса РФ как добросовестные приобретатели защищены от истребования земельного участка. Таким образом, если на приватизированный земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения было оформлено право собственности хозяйственных обществ и товариществ, сельскохозяйственных производственных кооперативов, образованных при реорганизации бывших колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а после этого гражданам вновь были выданы свидетельства на право собственности на землю, удостоверяющие право на земельную долю, эти свидетельства не могут обеспечить реализацию права. 5. Основные положения проекта Федерального закона об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения. 5.1. Права граждан, которым были выданы свидетельства на право собственности на землю, удостоверяющие право на земельные доли, их наследников, а также лиц, которые приобрели земельные доли по договорам, в случае, если такие свидетельства были выданы после приватизации земельного участка и оформления на него права собственности сельскохозяйственной организации. Для обеспечения реализации прав граждан, которым были выданы свидетельства на право собственности на землю, удостоверяющие право на земельные доли, их наследников, если такие свидетельства были выданы после приватизации земельного участка и оформления на него права собственности сельскохозяйственной организации, необходимо внести изменения в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в части уточнения условий и порядка оборота земельных долей, в том числе выдела земельного участка в счет земельной доли, в зависимости от обстоятельств: - межевания и кадастрового учета земельного участка; - государственной регистрации права собственности, в том числе долевой собственности, на земельный участок в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; - раздела земельного участка на отдельные земельные участки или объединения земельного участка с другими земельными участками; - перехода права собственности на земельный участок или на выделенные его части в виде самостоятельных земельных участков к другим лицам; - использования земельного участка и уплаты земельного налога с момента его приватизации. При этом изменения не должны затрагивать ранее состоявшиеся решения судов по делам о праве собственности на приватизированные земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения. 5.1.1. Если земельный участок не прошел государственный кадастровый учет, а его использование и уплату земельного налога осуществляли граждане, которым были выданы свидетельства на право собственности на землю, удостоверяющие право на земельные доли, их наследники, а также если межевание земельного участка и его государственный кадастровый учет были проведены по инициативе и за счет таких граждан, то эти лица реализуют свои права по правилам главы III Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Это положение распространяется на собственников земельных долей или на третьих лиц, которые на основании договоров приобрели земельные доли. 5.1.2. Если земельный участок не прошел государственный кадастровый учет, а его использование и уплату земельного налога осуществляла сельскохозяйственная организация, которой был выдан документ, удостоверяющий право собственности на земельный участок, а также если межевание земельного участка и его государственный кадастровый учет были проведены по инициативе и за счет такой сельскохозяйственной организации, то граждане, которым позже были выданы свидетельства на право собственности на землю, удостоверяющие право на земельные доли, их наследники вправе обратиться к такой сельскохозяйственной организации с требованием о выплате средней кадастровой стоимости по муниципальному району земельного участка, соответствующего по размеру земельной доле, указанной в свидетельстве на право собственности на землю, в течение 1 года с момента вступления в силу Федерального закона "Об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения". Выплата денежных средств осуществляется с момента передачи сельскохозяйственной организации по акту приема-передачи оригинала свидетельства на право собственности на землю, удостоверяющего право на земельную долю. С этого момента второй экземпляр свидетельства на право собственности на землю, удостоверяющего право на земельную долю, где бы он ни находился, теряет силу. К акту приема-передачи должны быть приложены расчет и порядок выплаты денежных средств. Выплата денежных средств может быть осуществлена в рассрочку ежемесячно равными частями, но не более чем в течение 1 года. Сельскохозяйственная организация вправе вместо указанной выплаты выделить земельный участок в счет земельной доли, соответствующий по размеру земельной доле, указанной в свидетельстве на право собственности на землю, и передать его в собственность гражданину или его наследникам. Местоположение выделяемого земельного участка определяется сельскохозяйственной организацией. Выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании переданной сельскохозяйственной организации нотариально удостоверенной копии свидетельства на право собственности на землю, удостоверяющего право на земельную долю, без государственной регистрации права на земельную долю и земельный участок. Передача выделенного в счет земельной доли земельного участка в собственность гражданину или его наследникам вместе с выпиской из государственного земельного кадастра в форме кадастрового плана земельного участка осуществляется одновременно с передачей оригинала свидетельства на право собственности на землю, удостоверяющего право на земельную долю, сельскохозяйственной организации по акту приема-передачи. С этого момента второй экземпляр свидетельства на право собственности на землю, удостоверяющего право на земельную долю, где бы он ни находился, теряет силу. Право собственности гражданина или его наследников на выделенный в счет земельной доли земельный участок регистрируется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на основании акта приема-передачи и кадастрового плана выделенного в счет земельной доли земельного участка. Гражданин или его наследники, которым выплачены денежные средства или передан в собственность выделенный в счет земельной доли земельный участок, утрачивают право на земельный участок, принадлежащий сельскохозяйственной организации. Право обратиться с требованием о выплате средней кадастровой стоимости по муниципальному району земельного участка, соответствующего по размеру земельной доле, указанной в свидетельстве на право собственности на землю, распространяется на собственников земельных долей или третьих лиц, которые на основании договоров приобрели земельные доли. 5.1.3. Если право общей долевой собственности на земельный участок зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то оборот земельных долей осуществляется по правилам главы III Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. 5.1.4. Зарегистрированное право собственности сельскохозяйственной организации на земельный участок в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" может быть оспорено только в судебном порядке гражданами, которым были выданы свидетельства на право собственности на землю, удостоверяющие право на земельные доли, их наследниками, третьими лицами, которые на основании договоров приобрели земельные доли, имеющими оригиналы таких свидетельств, в течение 1 года с момента вступления в силу Федерального закона "Об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения". 5.1.5. В случае раздела земельного участка на отдельные земельные участки или объединения земельного участка с другими земельными участками зарегистрированное право собственности на земельные участки в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" может быть оспорено в судебном порядке гражданами, которым были выданы свидетельства на право собственности на землю, удостоверяющие право на земельные доли, их наследниками, третьими лицами, которые на основании договоров приобрели земельные доли, имеющими оригиналы таких свидетельств, в течение 1 года с момента вступления в силу Федерального закона "Об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения". Требование об оспаривании права собственности может быть предъявлено к любому лицу, право собственности которого зарегистрировано на выделенные части в виде самостоятельных земельных участков, за исключением граждан, которые выделили земельные участки в счет земельной доли для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расширения земельного участка, используемого под личное подсобное хозяйство или индивидуальное жилищное строительство, а также передали выделенный земельный участок в аренду на срок более 5 лет или в залог. В случае удовлетворения требования о выплате одним или несколькими лицами, право собственности которых на земельный участок было зарегистрировано, они приобретают право обратного требования (регресса) к остальным собственникам выделенных частей в виде самостоятельных земельных участков, соразмерное размеру их участков. 5.1.6. В случае перехода права собственности на земельный участок или на выделенные его части в виде самостоятельных земельных участков к другим лицам, право собственности которых зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", граждане, которым были выданы свидетельства на право собственности на землю, удостоверяющие право на земельные доли, их наследники, третьи лица, которые на основании договоров приобрели земельные доли, имеющие оригиналы таких свидетельств, вправе обратиться к сельскохозяйственной организации, которая произвела возмездное отчуждение земельного участка (земельных участков) с требованием о выплате средней кадастровой стоимости по муниципальному району на момент отчуждения земельного участка, соответствующего по размеру земельной доле, указанной в свидетельстве на право собственности на землю, в течение 1 года с момента вступления в силу Федерального закона "Об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения". Правила выплаты аналогичны изложенным в п. 5.1.2 настоящей Концепции. Требование о выплате может быть предъявлено также к любому лицу, право собственности которого зарегистрировано на выделенные части в виде самостоятельных земельных участков, в том числе к приобретшему земельный участок у признанной банкротом сельскохозяйственной организации, за исключением граждан, которые выделили земельные участки в счет земельной доли для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расширения земельного участка, используемого под личное подсобное хозяйство или индивидуальное жилищное строительство, а также передали выделенный земельный участок в аренду на срок более 5 лет или в залог. В случае удовлетворения требования о выплате одним или несколькими лицами, право собственности которых было зарегистрировано, они приобретают право обратного требования (регресса) к остальным собственникам выделенных частей в виде самостоятельных земельных участков, соразмерное размеру их участков. 5.1.7. Если при выделе земельного участка в счет земельных долей лицами, которые на основании договоров приобрели земельные доли, площадь выделенного земельного участка оказывается более 5% меньше, чем должна быть в соответствии с данными, указанными в свидетельствах на право собственности на землю, удостоверяющих право на земельные доли, такие лица вправе обратиться с соразмерным требованием к остальным собственникам ранее выделенных частей в виде самостоятельных земельных участков в счет земельных долей о выплате компенсации в размере средней кадастровой стоимости по муниципальному району на момент выдела недополученной площади земельного участка в течение 1 года с момента вступления в силу Федерального закона "Об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения". Соразмерное требование о выплате компенсации может быть предъявлено к лицу, право собственности которого зарегистрировано на выделенные части в виде самостоятельных земельных участков, за исключением граждан, которые выделили земельные участки в счет земельной доли для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расширения земельного участка, используемого под личное подсобное хозяйство или индивидуальное жилищное строительство, а также передали выделенный земельный участок в аренду на срок более 5 лет или в залог. Если при выделе земельного участка в счет земельных долей лицами, которые на основании договоров приобрели земельные доли, площадь выделяемого земельного участка оказывается больше, чем должна быть в соответствии с данными, указанными в свидетельствах на право собственности на землю, удостоверяющих право на земельные доли, то превышающая эту площадь часть земельного участка выделяется в самостоятельный земельный участок и безвозмездно передается в фонд перераспределения земель. Местоположение такого выделяемого земельного участка, который безвозмездно передается в фонд перераспределения земель, определяется собственником земельных долей. 5.2. Срок действия свидетельств на право собственности на землю, удостоверяющих право на земельные доли, если право собственности на тот же земельный участок было зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Срок действия свидетельств на право собственности на землю, удостоверяющих право на земельные доли, если право собственности на тот же земельный участок ранее было оформлено на сельскохозяйственные организации, - 1 год с момента вступления в силу Федерального закона "Об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения". Срок исковой давности по требованиям об оспаривании права собственности на земельный участок, которое зарегистрировано после вступления в силу Федерального закона "Об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения", основанным на свидетельствах на право собственности на землю, удостоверяющих право на земельные доли, - 1 год с момента государственной регистрации права. Если свидетельства на право собственности на землю, удостоверяющие право на земельные доли, не составлялись и не выдавались, выписки из решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий по истечении 1 года с момента вступления в силу Федерального закона "Об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения" не применяются. Вторые экземпляры свидетельств на право собственности на землю, удостоверяющего право на земельную долю, хранящиеся в органах, осуществляющих деятельность по ведению государственного земельного кадастра, подлежат погашению этими органами по заявлению собственников земельных участков, если право собственности зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Если оба экземпляра свидетельств на право собственности на землю, удостоверяющего право на земельную долю, гражданам не выдавались и хранятся в органах, осуществляющих деятельность по ведению государственного земельного кадастра, то они с момента вступления в силу Федерального закона "Об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения" подлежат погашению этими органами. 5.3. Условия и порядок денежной компенсации гражданам, которым были выданы свидетельства на право собственности на землю, удостоверяющие право на земельные доли, их наследникам, по истечении срока действия указанных свидетельств. По истечении срока действия свидетельств на право собственности на землю, удостоверяющих право на земельные доли, граждане, имеющие такие свидетельства, их наследники, а также третьи лица, которые на основании договоров приобрели земельные доли, имеющие оригиналы таких свидетельств, вправе обратиться к сельскохозяйственной организации, на которую первоначально было оформлено право собственности на приватизированный земельный участок, или к ее правопреемникам, с требованием о выплате 50% средней кадастровой стоимости по муниципальному району земельного участка, соответствующего по размеру земельной доле, указанной в свидетельстве на право собственности на землю, в течение 1 года с момента истечении срока действия свидетельств на право собственности на землю, удостоверяющих право на земельные доли. Правила выплаты аналогичны изложенным в п. 5.1.2 настоящей Концепции. 6. Юридические последствия реализации будущего Закона. Основным юридическим последствием реализации будущего Закона будет упорядочение и юридическое оформление отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения до вступления в силу Земельного кодекса РФ 2001 г., обеспечение реализации прав граждан, имеющих свидетельства на право собственности на землю, удостоверяющие право на земельные доли, их наследников, в том числе в случае банкротства использующих земельные участки сельскохозяйственных организаций, обеспечение гарантий инвестиционной деятельности, если она связана с приобретением и использованием ранее приватизированных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, решение проблемы коллизии между свидетельствами о праве собственности на землю, исключение причин возникновения большого количества конфликтных ситуаций, вызывающих очаги социальной напряженности в обществе. 7. Примерная структура проекта Федерального закона об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения.

Проект

Федеральный закон "Об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения"

Статья 1 о целях и предмете регулирования Федерального закона Статья 2 о субъектах отношений, регулируемых Федеральным законом Статья 3 о правах и обязанностях субъектов при упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения Статья 4 о сроке действия свидетельств на право собственности на землю, удостоверяющих право на земельные доли, и сроке оспаривания права собственности Статья 5 об условиях и порядке денежной компенсации гражданам, которым были выданы свидетельства на право собственности на землю, удостоверяющие право на земельные доли, их наследникам, по истечении срока действия указанных свидетельств Статья 6 о порядке вступления в силу Федерального закона.

Название документа