Правомерно ли уменьшение на сумму НДС определенной независимым оценщиком рыночной стоимости недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и составляющего муниципальную казну, приобретаемого в порядке Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организацией - субъектом малого предпринимательства - бывшим арендатором такого имущества, учитывая положения пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ?
Ответ: Уменьшение на сумму НДС определенной независимым оценщиком рыночной стоимости недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и составляющего муниципальную казну, приобретаемого в порядке Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) организацией - субъектом малого предпринимательства - бывшим арендатором такого имущества, неправомерно.
Обоснование: В соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ в целях гл. 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Законом N 159-ФЗ.
Согласно ст. 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2011 N 13661/10 суд изложил вывод о том, что гражданское законодательство не предусматривает возможности уменьшения на сумму налога на добавленную стоимость ранее согласованной сторонами договорной цены имущества (приобретаемой в порядке Закона N 159-ФЗ), определенной независимым оценщиком, в которую сумма налога не включалась.
При этом суд указал, что положениями Закона N 159-ФЗ и Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не предусмотрено применение налогового законодательства к отношениям, возникающим в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства.
В силу ст. 12 Федерального закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Так как содержание договора купли-продажи недвижимого имущества, приобретаемого в порядке, предусмотренном ст. ст. 3, 9 Закона N 159-ФЗ, регулируется нормами гражданского законодательства, к условиям такого договора не применяются налоговое законодательство и рекомендации федеральных органов исполнительной власти по применению норм налогового законодательства.
Учитывая приведенную позицию Президиума ВАС РФ, следует заключить, что уменьшение на сумму НДС определенной независимым оценщиком рыночной стоимости недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, приобретаемого в порядке Закона N 159-ФЗ организацией - субъектом малого предпринимательства - бывшим арендатором такого имущества, неправомерно.
Правомерность данного вывода подтверждается судебной практикой.
В Постановлении от 24.05.2012 N А33-12544/2011 ФАС Восточно-Сибирского округа пришел к выводу, что налогоплательщикам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, реализующим преимущественное право выкупа арендуемого имущества в качестве государственной гарантии поддержки предпринимательства, предоставлена льгота при совершении данной операции в виде освобождения от обязанности уплачивать НДС.
Условия договора купли-продажи недвижимости, приобретаемой в порядке, установленном ст. ст. 3 и 9 Закона N 159-ФЗ, регулируются не нормами налогового, а нормами гражданского законодательства, которое, в свою очередь, не предусматривает возможности уменьшения на сумму НДС стоимости имущества, определенной независимым оценщиком без учета включения в нее данного налога.
Ю. М.Лермонтов
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
26.07.2012