Свобода совести: земельно-правовой аспект

(Горбачев А. Н.) ("Экологическое право", 2006, N 4) Текст документа

СВОБОДА СОВЕСТИ: ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

А. Н. ГОРБАЧЕВ

Горбачев А. Н., заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Брянского государственного университета им. И. Г. Петровского, кандидат юридических наук, доцент.

В свете Федерального закона от 3 октября 2004 г. N 123-ФЗ <1> представляет интерес закрепление в земельном законодательстве конституционного права на свободу совести. Данный Закон закрепляет за религиозными организациями целый ряд новых для них возможностей в сфере земельных правоотношений, в том числе - по бесплатной приватизации земельных участков, а также по их получению в безвозмездное срочное пользование. Содержание данных нововведений вызывает интерес как само по себе, так и в плане их соотношения с нормами Конституции РФ. -------------------------------- <1> Росс. газ. 2004. 7 окт.

Согласно ст. 13 Конституции РФ общественные объединения равны перед законом. Не вдаваясь пока в подробности внесенных в земельное законодательство дополнений, следует указать на то, что они противопоставляют религиозные организации остальным общественным объединениям. Исходя из ч. 1 ст. 9 Конституции, следует подчеркнуть, что земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а не тех или иных конфессий. В соответствии со ст. 19 Конституции России "все равны перед законом... независимо от... ОТНОШЕНИЯ К РЕЛИГИИ, УБЕЖДЕНИЙ, ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ОБЩЕСТВЕННЫМ ОБЪЕДИНЕНИЯМ (выделено мною. - А. Г.), а также других обстоятельств". Очевидно, что неравенство может юридически закрепляться как в форме установления ограничений, так и в форме предоставления определенным категориям лиц дополнительных возможностей, отсутствие которых у остальных позволяет ставить вопрос о дискриминации. Согласно ст. 28 каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой. В соответствии со ст. 29 "каждому гарантируется свобода мысли и слова... Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них". Явного противоречия с нововведениями в земельном законодательстве здесь нет, в то же время их содержание позволяет ставить вопрос о своего рода превосходстве религиозного мышления над атеизмом, принуждении к облечению своих мнений и убеждений в религиозную форму. Данный тезис получит более детальное обоснование ниже, а сейчас представляется целесообразным обратиться к содержанию конкретных нововведений. Их можно разбить на три группы. Первая - нормы, упоминающие о религиозных организациях как о самостоятельной категории субъектов земельного права. Так, согласно вышеупомянутому Федеральному закону в пп. 4 п. 1 ст. 1 ЗК РФ отныне говорится об "участии граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю". В предыдущей редакции речь шла только о гражданах и общественных организациях (объединениях), в число которых, очевидно, входят и религиозные организации. Аналогичные изменения претерпел и абз. 2 п. 3 ст. 31 ЗК РФ, где говорится о праве участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием участков для публичных нужд и предоставлением их для строительства. Однако в п. 1 ст. 5 ЗК РФ "Участники земельных отношений" отсутствует упоминание даже об общественных объединениях как таковых, поскольку с позиций их участия в земельных правоотношениях значимым является то, что все они являются юридическими лицами. В связи с этим можно только предполагать, что имел в виду законодатель, внося дополнения в ст. 1 и 31 ЗК РФ, учитывая, что одновременно не было предусмотрено каких-либо специальных правил участия религиозных организаций в указанных правоотношениях. Однако сами по себе указанные дополнения не противоречат букве Конституции РФ, чего нельзя утверждать об остальных группах нововведений. Следующая из них касается дополнительных возможностей религиозных объединений в сфере приватизации земельных участков. Так, п. 1 ст. 36 ЗК РФ дополнен абзацем следующего содержания: "Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно". Кроме того, п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" <2> дополнен абзацем следующего содержания: "Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования... могут предоставляться религиозным организациям в собственность бесплатно..." Помимо вышеперечисленных норм Конституции РФ, следует упомянуть также п. 2 ст. 15 ЗК РФ, согласно которому граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. И если право на приватизацию земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения религиозного назначения выглядит вполне обоснованно, обоснование права на приватизацию участков из земель сельскохозяйственного назначения, напротив, неочевидно. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018; 2003. N 28. Ст. 2882.

Третья группа нововведений в земельное законодательство связана с приобретением права безвозмездного срочного пользования земельными участками. Так, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 24 ЗК РФ на этом титуле предоставляются участки "из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности... религиозным организациям...". Далее согласно п. 3 ст. 30 ЗК РФ "предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется... религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений". Согласно абз. 3 п. 1 ст. 36 ЗК РФ религиозным организациям, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями. Наконец, в новой редакции абз. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" <3> предоставляет религиозным организациям возможность переоформить на право безвозмездного срочного пользования земельными участками ранее возникшее право постоянного (бессрочного) пользования ими. -------------------------------- <3> СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4148; 2003. N 28. Ст. 2875, N 50. Ст. 4846.

Что касается содержания нормы п. 3 ст. 30 ЗК РФ в новой редакции, следует указать на ее обоснованность (условием приватизации предоставленного для строительства земельного участка является его застройка), чего не скажешь об остальных трех случаях. Так, содержание изменений, предусмотренных абз. 3 п. 1 ст. 36 ЗК РФ, теоретически не нуждается в обосновании - право на участок определяется правом на находящуюся на нем недвижимость. Однако необходимо отметить, что федеральными законами предоставление религиозным организациям на праве безвозмездного пользования зданий религиозного и благотворительного назначения, расположенных на земельных участках, находящихся в публичной собственности, не предусмотрено. В связи с этим заслуживают внимания последовавшие вскоре за принятием рассматриваемого Федерального закона от 3 октября 2004 г. N 123-ФЗ дополнения, внесенные в налоговое законодательство. Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ <4> религиозные организации были освобождены от налогообложения в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (ст. 395 НК РФ). Однако Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ <5> религиозные организации были освобождены от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности (ст. 381 НК РФ). Как видно, ст. 395 НК РФ в состав освобождаемого от налогообложения имущества религиозных организаций добавила только участки, на которых расположены здания, строения и сооружения благотворительного назначения. Соответственно вопрос о неравенстве условий благотворительности различными благотворительными организациями тем более требует рассмотрения. -------------------------------- <4> Росс. газ. 2004. 30 нояб. <5> Парламентская газета. 2003. N 212.

Дело в том, что вышеупомянутые изменения в земельном законодательстве также содержат в себе ряд нововведений подобного рода. Имеются в виду возможности бесплатной приватизации земельных участков, занятых собственными зданиями благотворительного назначения (абз. 3 п. 1 ст. 36 ЗК РФ), предоставления в безвозмездное срочное пользование участков для строительства зданий благотворительного назначения (п. 3 ст. 30 ЗК РФ), предоставления в безвозмездное срочное пользование земельных участков, находящихся в публичной собственности, на которых расположены здания благотворительного назначения (абз. 4 п. 1 ст. 36 ЗК РФ), предоставленные исключительно религиозным организациям. Очевидно, что осуществление благотворительной деятельности должно получать поддержку со стороны государства, но вот сужение круга адресатов этой поддержки до только лишь религиозных организаций обоснованным не представляется. В связи с этим представляется уместным процитировать положения ст. 7 Конституции РФ, согласно которым "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации... обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан...". Разумеется, государственная поддержка должна выражаться не только в непосредственном социальном обеспечении, но и в создании условий, например, для развития частной благотворительности. Поэтому ситуацию, когда один субъект вынужден платить за право заниматься благотворительностью, а другой имеет возможность осуществлять это право бесплатно или на льготных условиях, нельзя признать удовлетворительной. Тем более что действующему законодательству известны и примеры совсем иного подхода - норма ст. 56 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <6>, согласно которой объект культурного наследия предоставляется в безвозмездное пользование общественным объединениям, уставной целью деятельности которых является сохранение объектов культурного наследия, благотворительным организациям, религиозным организациям и др. Здесь дан обширный перечень субъектов права на осуществление общественно полезной деятельности на условиях безвозмездного пользования объектом этой деятельности. -------------------------------- <6> Росс. газ. 2002. 29 июня.

Таким образом, внесение рассмотренных дополнений в действующее земельное и связанное с ним законодательство представляется достаточно спорным. Согласно ст. 30 Конституции РФ никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. В сложившихся условиях, по сути, речь идет о косвенном принуждении к облечению своих убеждений в религиозную форму и выражению их посредством создания именно религиозного объединения. Когда фактической целью создания якобы религиозной организации способно стать получение налоговых и иных льгот, может произойти резкое увеличение числа искусственно созданных псевдорелигий. Очевидно, что в таком случае произойдет девальвация ценности религии как таковой, что повлечет негативные последствия не столько для подлинных религиозных организаций, сколько для общества в целом.

Название документа