Администрация муниципального образования (заказчик) разместила заказ в форме открытого аукциона (в электронной форме) на заключение контракта на строительство объекта. В технической части аукционной документации отражен перечень необходимых к выполнению работ

Заинтересованное лицо в установленном порядке обратилось в антимонопольный орган с жалобой на неправомерность аукционной документации, мотивируя это отсутствием указания определенного перечня видов работ, на которые требуется представить свидетельство саморегулируемой организации.

Заказчик считает жалобу безосновательной, так как законодателем не предусмотрена обязанность заказчика при размещении заказа в аукционной документации указывать те требования к участникам аукциона, которые прямо установлены законодателем.

Правомерна ли позиция заказчика?

Ответ: Позиция заказчика правомерна, так как законодателем не предусмотрена обязанность заказчика при размещении заказа в аукционной документации указывать те требования к участникам аукциона, которые прямо установлены законодателем.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 447 Гражданского кодекса РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги, которые проводятся в форме аукциона или конкурса.

В силу п. п. 1, 3 ч. 1, ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе.

Частями 2 - 3 ст. 35 Закона N 94-ФЗ определены требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в аукционе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа.

Согласно ч. 1 - 3 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

На основании пп. "б" п. 3 ч. 2, а также ч. 3 ст. 35 Закона N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить также требования к участникам размещения заказа в виде предоставления копий документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ, в случае если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом аукциона, и такие требования предусмотрены документацией об аукционе.

Требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ документов и сведений, не допускается. Требовать от участника размещения заказа представления оригиналов документов не допускается.

В соответствии с ч. 1 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ.

Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства утверждается Министерством регионального развития РФ.

Исходя из вышеизложенных норм законодателем не предусмотрена возможность установления заказчиком собственных требований и не предусмотрена обязанность заказчика и уполномоченного органа конкретизировать в аукционной документации те требования, которые уже и так установлены законодательством.

Следовательно, перечисление в документации об аукционе конкретного перечня работ, на которые требуется представить свидетельство саморегулируемой организации, не является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ, поскольку не освобождает участников размещения заказа от обязанности предоставить копии документов, подтверждающих соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона.

Данная позиция разделяется правоприменителями в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 08.11.2011 по делу N А75-775/2011, ФАС Дальневосточного округа от 07.09.2011 N Ф03-4085/2011, от 27.06.2012 N А59-4754/2010.

Таким образом, позиция заказчика правомерна, так как законодателем не предусмотрена обязанность заказчика при размещении заказа в аукционной документации указывать те требования к участникам аукциона, которые прямо установлены законодателем.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

25.07.2012