Могут ли работодатели - организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, финансируемые не из федерального бюджета, предоставлять своим работникам гарантии и компенсации в меньшем размере по сравнению с установленным ст. 325 ТК РФ для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета?

Ответ: Работодатели - организации, которые расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и получают финансирование не из федерального бюджета, не лишены возможности предоставлять своим работникам компенсацию в меньшем размере по сравнению с установленной ст. 325 Трудового кодекса РФ для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Обоснование: ТК РФ в число основных принципов правовой регламентации труда включает сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (абз. 11 ст. 2).

Приведенная норма-принцип находит свое проявление в ч. 2 ст. 9 ТК РФ, согласно которой не подлежат применению условия коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров, которые ограничивают права или снижают уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. При этом следует помнить, что правом давать оценку указанным обстоятельствам исходя из принципа диспозитивности наделен исключительно работник.

Названное правило действует также при компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членам их семей.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 325 ТК РФ работникам организаций, которые расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и получают финансирование из федерального бюджета, а также членам их семей предоставляется денежное возмещение на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно. В силу ч. 5 ст. 325 ТК РФ порядок компенсации таких расходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (далее - Правила).

В соответствии с п. 5 Правил работнику и членам его семьи возмещаются расходы по оплате стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в размере фактических затрат, подтвержденных проездными документами, ограниченных при этом максимальным пределом.

Таким образом, государство определило размер компенсации, установленной ст. 325 ТК РФ, которая выплачивается работникам организаций, получающим финансирование из федерального бюджета, и членам их семей.

Вместе с этим данные стандарты не распространяются на граждан, осуществляющих трудовую деятельность у работодателей с иными источниками финансирования. В этом случае размер, условия и порядок предоставления рассматриваемых выплат устанавливаются в соответствии с положением ч. 8 ст. 325 ТК РФ, которое позволяет разрешать вопрос о компенсации на основе баланса интересов сторон трудового договора с учетом ее целевого назначения (максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны), а также принимая во внимание реальные экономические возможности работодателя. Однако финансовое обеспечение работодателя не может служить поводом для полного отказа от выплаты компенсации или неоправданного занижения ее размера (Постановление Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 N 2-П).

Правовая позиция Конституционного Суда РФ позволяет сделать заключение о том, что работодатели - организации, получающие финансирование не из федерального бюджета, могут выплачивать своим работникам компенсацию в меньшем размере, чем установлен для работников федеральных организаций.

Схожей позиции придерживаются некоторые суды общей юрисдикции (Решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 06.07.2009 по делу N 2-1847/2009).

Наряду с этим установление работодателем в локальном акте компенсации на проезд к месту отдыха и обратно в меньшем, чем предусмотрено федеральным законодательством, размере и без согласования с профсоюзным органом или иным представителем работников может служить основанием для неприменения такого условия судом (Определение Верховного Суда РФ от 11.03.2011 N 60-В10-4).

Поэтому, по нашему мнению, исходя из отмеченных правил применения ч. 2 ст. 9 ТК РФ работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, целесообразно определять размер денежного возмещения на оплату проезда к месту отпуска и обратно в трудовом договоре с работником, что способно обеспечить оптимальное согласование интересов сторон трудовых отношений, предупредить отдельные конфликты.

В нем, полагаем, должно содержаться также условие об оплате расходов на проезд и провоз багажа членов семьи работника, несмотря на то что указанный вывод прямо не следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 09.02.2012 N 2-П, однако и не противоречит ему. Более того, предоставление компенсации на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска не только работнику, но и членам его семьи в большей степени отвечает положениям ст. ст. 2, 18, 38 (ч. 1) Конституции РФ.

Наконец, ее предоставление выгодно не только работнику, но и работодателю, так как указанные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами (п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

Исходя из этого, на наш взгляд, практика реализации и применения ст. 325 ТК РФ с учетом ее конституционно-правового смысла должна развиваться в названном направлении.

В связи с изложенным работодатели, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и финансируемые не из федерального бюджета, не лишены возможности предоставлять работникам компенсацию в меньшем размере по сравнению с установленной ст. 325 ТК РФ для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

В. И.Симонов

Российский государственный

университет нефти и газа

имени И. М.Губкина

24.07.2012