В должностной инструкции водителя, работающего на международных перевозках, есть условие о том, что в период между рейсами он обязан находиться на своем рабочем месте. Где должен находиться водитель в период между рейсами, если в трудовом договоре его рабочее место не обозначено?

Ответ: В период между рейсами водитель, работающий на международных перевозках, не обязан после полагающегося ему времени отдыха находиться на своем рабочем месте, если такое нахождение не связано с подготовкой к рейсу. Установление в должностной инструкции водителя обязанности по нахождению водителя на своем рабочем месте без целей подготовки к рейсу и выполнения своих функциональных обязанностей, связанных с доставкой груза, не основано на законе.

Обоснование: Пунктом "c" ст. 3 Конвенции N 155 Международной организации труда "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (принята в г. Женеве 22.06.1981 на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ) определено, что рабочее место - это то место, где трудящимся необходимо находиться или куда им необходимо следовать в связи с их работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем предпринимателя.

Статьей 209 Трудового кодекса РФ дано понятие рабочего места, под которым понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Работа водителей (режим труда и отдыха), производящих международные автомобильные перевозки, регулируется Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (заключено в г. Женеве 01.07.1970), далее - ЕСТР.

Пунктом "j" ст. 1 ЕСТР определено, что под водителем понимается лицо, управляющее транспортным средством или находящееся в транспортном средстве для того, чтобы управлять им в случае необходимости. Следовательно, трудовая функция водителя - это управление транспортным средством с целью доставки перевозимых грузов.

Как следует из ст. 8 ЕСТР, работа водителя на международных перевозках носит особый характер, при котором особый характер носит и учет рабочего времени и времени отдыха, при котором время отдыха частично может быть перенесено на время после окончания рейса.

Из п. "c" ст. 3 Конвенции N 155 МОТ, п. п. "j", "m" ст. 1, ст. ст. 6, 8, 9 ЕСТР следует, что время, в течение которого водитель не управляет транспортным средством и не находится в транспортном средстве для того, чтобы управлять им в случае необходимости, является временем отдыха.

Таким образом, водителю, прибывшему из международного рейса в место нахождения работодателя, положен отдых.

Из вопроса следует, что должностной инструкцией установлено лишь присутствие на рабочем месте без цели управления автомобилем для доставки груза.

Согласно:

- правилам ст. 56 ТК РФ работодатель обязан предоставить работнику работу в соответствии с трудовой функцией работника;

- п. "c" ст. 3 Конвенции N 155 МОТ, п. "j" ст. 1 ЕСТР, ст. 209 ТК РФ рабочим местом водителя является место водителя.

Следовательно, трудовая функция водителя - это управление транспортным средством с целью доставки перевозимых грузов и работодатель обязан предоставить работнику эту работу, то есть работу по транспортировке грузов;

- ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, включая и нахождение на рабочем месте без цели управления транспортным средством.

Следовательно, установление в должностной инструкции водителя обязанности по нахождению водителя на своем рабочем месте без целей подготовки к рейсу и выполнения своих функциональных обязанностей, связанных с доставкой груза, не основано на законе.

Данный вывод косвенно подтверждает и судебная практика. Так, Архангельский областной суд в своем Определении N 33-675 (Информационный бюллетень кассационной и надзорной практики по гражданским делам Архангельского областного суда за первый квартал 2004 года) отмечает, что суд справедливо пришел к выводу, что привлечение водителя к ремонтным работам находится за пределами трудовой функции водителя.

А. Ф.Шмелев

ООО "Юридическая и налоговая консультация онлайн"

24.07.2012