Администрация муниципального образования (заказчик) разместила заказ в форме открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ

Заказчик установил в конкурсной документации требования о порядке определения в конкурсной заявке участником размещения заказа цены контракта.

Правомерны ли действия заказчика?

Ответ: Действия заказчика неправомерны. Установление в конкурсной документации требования о порядке определения в конкурсной заявке участником размещения заказа цены контракта противоречит требованиям законодательства о размещении заказов.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 447 Гражданского кодекса РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги, которые проводятся в форме аукциона или конкурса.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе.

В соответствии с ч. 1, 2, 4, 5 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом, в случае если иное не предусмотрено конкурсной документацией, поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств).

Обязанность по установлению порядка формирования цены контракта (цены лота) лежит на заказчике.

К конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона N 94-ФЗ для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

В ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ определен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должна содержать заявка на участие в конкурсе, п. 2 ч. 3 указанной статьи предусмотрено, что заявка на участие в конкурсе в числе прочего должна содержать предложение о цене контракта. Требование о включении в заявку на участие в конкурсе порядка (способа) ее формирования (определения) указанными положениями не установлено.

Требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных пп. "а" - "в", "д" и "е" п. 1, п. п. 2 и 3 ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ документов и сведений, не допускается. Не допускается требовать от участника размещения заказа представление оригиналов документов.

Исходя из вышеизложенного установление в конкурсной документации требования о порядке формирования в конкурсной заявке цены контракта противоречит положениям законодательства.

Данную точку зрения поддерживает и правоприменитель в Постановлениях ФАС Московского округа от 31.05.2011 N КА-А40/4894-11 по делу N А40-97840/10-21-535, ФАС Дальневосточного округа от 28.12.2011 N Ф03-6338/2011 по делу N А59-781/2011.

Таким образом, установление заказчиком в конкурсной документации требования о порядке определения в конкурсной заявке участником размещения заказа цены контракта неправомерно.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

24.07.2012