Наследование выморочного имущества
(Дутов И. С.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2006, N 10) Текст документаНАСЛЕДОВАНИЕ ВЫМОРОЧНОГО ИМУЩЕСТВА
И. С. ДУТОВ
Иван Святославович Дутов, адвокат.
Выморочным является наследственное имущество при отсутствии наследников по закону, перечисленных в ст. ст. 1142 - 1148 ГК РФ, и наследников по завещанию, а также в случаях, когда: никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования как недостойные (ст. 1117 ГК РФ); никто из наследников не принял наследства либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ). Выморочное имущество в соответствии с п. 2 ст. 1151 ГК РФ переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. В отличие от ранее действовавшего законодательства, устанавливавшего право наследования по закону лишь для самых близких наследодателю лиц, действующий Гражданский кодекс РФ существенно расширил круг возможных наследников, что, в свою очередь, должно максимально сократить случаи перехода наследственного имущества в качестве выморочного к государству. В российском гражданском законодательстве переход выморочного имущества к государству определяется как особый вид наследования по закону. В законодательстве некоторых других государств такой переход рассматривается как приобретение имущества, не имеющего собственника (бесхозяйного имущества). Дело в том, что сам механизм перехода имущества к публичным образованиям в указанных случаях и его последствия различны. Так, приобретение бесхозяйного имущества является первоначальным способом возникновения права собственности, тогда как при наследовании имеет место производное приобретение права собственности. Отсюда и переход к наследнику всех обременений имущества. Кроме того, по действующему законодательству наследовать выморочное имущество может только Российская Федерация. Субъекты РФ и муниципальные образования такой возможности лишены. При приобретении права собственности на бесхозяйные вещи субъектом выступает муниципальное образование (п. 3 ст. 225 ГК РФ, п. 2 ст. 227 ГК РФ, п. 1 ст. 231 ГК РФ). Помимо названных различий важно, что наследование предполагает приобретение наследственного имущества в комплексе, включая не только вещи, но и имущественные права и обязанности наследодателя. Приобретение же права собственности на бесхозяйное имущество предполагает возникновение соответствующего права в отношении отдельной вещи. Причем в зависимости от вида бесхозяйного имущества и обстоятельств его обнаружения существует различный механизм приобретения на него права собственности. Так, если речь идет о бесхозяйной недвижимости, то она поступает в муниципальную собственность только при соответствующем решении суда; найденные движимые вещи и безнадзорные животные переходят в собственность муниципального образования, если в установленные сроки не был обнаружен собственник, а лицо, нашедшее указанные объекты, не желает оставить их у себя. Возникает вопрос: возможно ли приобретение права собственности на вещь, входящую в состав выморочного имущества, если государство не оформило своих наследственных прав и права собственности на такое имущество? Вопрос имеет существенное значение прежде всего в отношении недвижимых вещей. Представляется, что ответ должен быть отрицательным. Для выдачи свидетельства о праве на наследство установлено - наследник может в любое время по истечении шести месяцев с момента смерти наследодателя потребовать выдачи ему соответствующего свидетельства (ст. 1163 ГК РФ). Что касается права собственности на наследственное имущество, то его возникновение не связано с получением вышеназванного документа, а также государственной регистрацией права наследника на имущество. Наследство считается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства. По общему правилу, для этого достаточно выражения воли на принятие наследства наследником. Как уже упоминалось выше, воля государства на принятие выморочного имущества выражена изначально путем закрепления в законодательстве правила о переходе к нему этого имущества. Таким образом, государство становится собственником в силу прямого указания закона при наличии юридических фактов, предусмотренных законом: смерть наследодателя и открытие наследства; отсутствие (отказ, лишение права наследования) наследников как по закону, так и по завещанию в отношении всего наследственного имущества или его части. Бесхозяйным же может быть признано имущество, не имеющее собственника, собственник которого неизвестен, а также если собственник от своего права отказался. При наличии законодательной презумпции нельзя говорить о неизвестности собственника, даже если права государства на вещь не оформлены. Отказаться от унаследованного имущества государство также не вправе. Как правило, выморочным становится все имущество наследодателя, не имеющего наследников. Однако возможны ситуации, когда выморочной становится только часть имущества наследодателя. Например, если определенное имущество было завещано и принято наследниками по завещанию, а в отношении оставшегося имущества не сделано завещательных распоряжений, а наследник по закону отсутствует. Часть имущества также будет считаться выморочной, если имущество распределено между наследниками по завещанию и кто-либо из них отказался принять наследство или оказался недостойным наследником, а наследники по закону отсутствуют. Переход выморочного имущества в порядке наследования к государству имеет ряд особенностей по сравнению с обычным наследованием по закону. Во-первых, переход выморочного имущества к государству закреплен императивно. Таким образом, от государства не требуется выражение волеизъявления на принятие наследства (п. 1 ст. 1152 ГК РФ). Во-вторых, поскольку норма о переходе выморочного имущества к государству императивна, у государства отсутствует возможность отказаться от принятия наследства (п. 1 ст. 1157 ГК РФ). Законодательство предусматривает возможность передачи полученного государством выморочного имущества в собственность субъектов РФ или муниципальных образований. Однако такая передача должна осуществляться исходя из положений п. 3 ст. 1151 ГК РФ только после оформления права собственности государства, то есть уже за рамками наследственного правопреемства. В-третьих, для определения порядка наследования и учета выморочного имущества, а также порядка передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований предусмотрено принятие специального закона. На наследование выморочного имущества не может быть распространена значительная часть норм ГК РФ о наследовании по закону и принятии наследства. В частности, коль скоро Российская Федерация не должна осуществлять действия по принятию наследства, на нее не распространяются и правила о сроке на принятие наследства и принятии наследства по истечении установленного срока, нормы о наследственной трансмиссии и т. д. То обстоятельство, что государство не должно выражать волю на принятие наследства, не означает, что оно становится собственником имущества автоматически и не нуждается в оформлении своих прав. Российской Федерации выдается свидетельство о праве на наследство (ст. 1162 ГК РФ). Форма такого свидетельства утверждена Приказом Минюста РФ от 10 апреля 2002 г. N 99 "Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах" <1>. -------------------------------- <1> БНА. 2002. N 20.
Данное свидетельство подтверждает возникновение права собственности на наследство. При этом, как и при наследовании имущества другими наследниками, выморочное имущество считается принадлежащим РФ с момента открытия наследства (п. 4 ст. 1152 ГК РФ). Для Российской Федерации, как и для других наследников, наследственное правопреемство является универсальным, то есть к ней переходят все права и обязанности наследодателя, включенные в наследственную массу, в том числе РФ как наследник отвечает перед кредиторами наследодателя (ст. 1175 ГК РФ). Не переходят только те имущественные права, которые не могут принадлежать государству, например право пожизненного наследуемого владения. Не может быть признано выморочным имущество, которое должно было быть передано наследником третьим лицам в рамках исполнения завещательного отказа, но право отказополучателя по каким-либо причинам не было реализовано. Приобретение имущества посредством отказа не является наследованием. В данном случае речь идет об обязательственном правоотношении, лишь связанном с наследственным правоотношением, но не являющемся таковым. Как и иные наследники, Российская Федерация обязана за счет выморочного имущества компенсировать необходимые расходы, вызванные смертью наследодателя, и расходы на управление и охрану наследственного имущества (ст. 1174 ГК РФ), по требованию отказополучателя за счет наследственного имущества исполнить завещательный отказ, возлагавшийся на наследника, который по каким-либо причинам не смог принять наследство, и имущество перешло в качестве выморочного к государству (ст. 1140 ГК РФ). В ст. 1151 ГК РФ указывается, что наследственное имущество переходит в собственность Российской Федерации. Формулировка вызывает в научной литературе нарекания, связанные с тем, что право собственности возникает только на вещи, но не на переходящие к государству права и обязанности. Действительно, указание на переход в собственность в данном случае весьма условно. С ним можно согласиться, только если рассматривать наследственную массу как самостоятельный имущественный комплекс. Что касается отдельных объектов, то возникающее у государства право не всегда является правом собственности (в частности, это относится к правам на результаты интеллектуальной деятельности). Реализация государством своего правомочия по приобретению наследственного имущества на практике часто затруднена. Необходимое условие оформления прав на выморочное имущество - подтверждение отсутствия наследников как по завещанию, так и по закону, невозможность или нежелание принятия ими наследства. На первый взгляд, констатировать отсутствие лиц, желающих принять наследство, можно, если в течение шести месяцев после смерти наследодателя не подано заявлений о принятии наследства либо о выдаче свидетельства о праве на наследство. Однако принятие наследства может осуществляться не только с помощью подачи заявления, но и путем совершения действий фактического характера, свидетельствующих о принятии наследства (п. 2 ст. 1153 ГК РФ). Совершение предусмотренных ст. 1153 ГК РФ фактических действий создает презумпцию принятия наследства. Что касается получения свидетельства о праве на наследство, то, как уже указывалось, это - право, а не обязанность наследника. Наличие кого-либо из наследников по закону или по завещанию, имеющих право или желающих получить наследство, исключает выморочность имущества. Поэтому в ситуации, когда наследник вступил в свои права фактически, но не оформил их, он вправе требовать передачи ему наследственного имущества, даже если права на него как на выморочное были оформлены надлежащим образом. К примеру, в одном из судебных дел выяснилось, что гражданин - наследник по закону, не заявлял своих прав на квартиру, входящую в наследственное имущество. На момент смерти наследодательницы он, не имея возможности самостоятельно себя обслуживать, не проживал в указанной квартире. Однако до того, как родственники забрали его к себе, чтобы обеспечить уход за ним, он в течение долгого времени проживал в квартире и права пользования ею не утратил. Поэтому суд указал на то, что свидетельство о праве наследования выморочного имущества не могло быть выдано, так как наследник не выразил явно отказ от своих наследственных прав (Определение ВС РФ N 5-В03-59 от 27 июня 2003 г.). Законодатель предусмотрел лишь одно исключение из правила о преимуществе иных наследников по закону перед Российской Федерацией как наследницей выморочного имущества. В соответствии со ст. 6 Закона о введении в действие части третьей ГК РФ лица, которые не могли быть наследниками по закону в соответствии с правилами Гражданского кодекса РСФСР, но являются таковыми по правилам части третьей Кодекса (ст. ст. 1142 - 1148), могли принять наследство в течение шести месяцев со дня введения в действие части третьей Кодекса. Одним из случаев, когда принятие наследства указанными лицами не допускалось, была выдача свидетельства о праве на наследство Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Проще дело обстоит с отказом от наследства и признанием наследников недостойными, поскольку данные обстоятельства подтверждаются предусмотренными законодательством способами. Отказ от наследства совершается подачей по месту открытия наследства нотариусу или иному уполномоченному лицу заявления наследника об отказе от наследства (ст. 1159 ГК РФ). Поскольку отказ окончателен и не подлежит отзыву, подача соответствующего заявления, если отсутствуют иные наследники, влечет за собой выморочность имущества. Исключение составляют случаи, когда наследник указал лиц, в пользу которых он отказался от наследства. К отказу приравнивается бездействие наследника - если он в течение установленного для принятия наследства срока не совершает ни юридических, ни фактических действий, свидетельствующих о принятии им наследства. Однако в отличие от отказа путем подачи наследником соответствующего заявления, в такой ситуации существует некоторая неопределенность, поскольку есть возможность принятия наследства по истечении установленного срока (ст. 1155 ГК РФ). Статус недостойного наследника также подтверждается документально в порядке, установленном в ст. 1117 ГК РФ. Так, решение о лишении родительских прав будет доказательством отсутствия права родителя наследовать после смерти ребенка. В определенных случаях само отстранение от наследования, а не только подтверждение обстоятельств, являющихся основанием к этому, осуществляется судебным решением (п. 2 ст. 1117 ГК РФ). Как видно, не всегда выморочность имущества бесспорно можно подтвердить. Отсутствие четко регламентированной гласной процедуры наследования выморочного имущества и розыска наследников порождает споры о праве на это имущество, а конституционность ст. 1151 ГК РФ оспаривалась в Конституционном Суде РФ (Определение КС РФ N 194-О от 21 апреля 2005 г. "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Аленцевой Светланы Александровны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 301, 302 и 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации"). Конституционный Суд РФ не вынес постановления по существу, однако в определении указал на необходимость дополнительного правового регулирования, а это - прерогатива законодателя. Действительно, предусмотренные ст. 1151 ГК РФ нормативные акты так и не приняты. Не определен четко даже орган, управомоченный на совершение действий по принятию наследственного имущества, защиту в суде прав РФ при наследовании выморочного имущества. В настоящее время продолжает действовать утвержденная Минфином СССР 19 декабря 1984 г. Инструкция о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов. Согласно данной Инструкции документом, подтверждающим право государства на наследство, служит свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства. Основанием для перехода имущества по праву наследования к государству может быть и соответствующее судебное решение, вынесенное по иску прокурора или налогового органа. В случае если наследственное имущество неправомерно передано в собственность лиц, не имеющих права его наследовать, а наследников этого имущества нет или они не приняли наследства, налоговый орган обязан предъявить в суде иск о передаче указанного имущества государству по праву наследования. Таким образом, Инструкция возлагает обязанности по принятию выморочного имущества на налоговые органы. Согласно ФЗ от 26 ноября 2001 г. "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" Инструкция продолжает действовать до принятия закона, предусмотренного п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ. Однако нормативные акты, определяющие правомочия Федеральной налоговой службы и ее подразделений, не включают в компетенцию налоговых органов полномочия по принятию выморочного имущества. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" агентство принимает в установленном порядке выморочное имущество, включая земельные участки (кроме земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения), акции (доли, паи) в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций (п. 5.30). Нерешенными остаются проблемы, связанные с розыском наследников. Согласно Основам законодательства РФ о нотариате нотариус, получивший сообщение об открывшемся наследстве, обязан известить об этом тех наследников, место жительства или работы которых ему известны. Нотариус также может вызвать наследников, поместив публичное извещение или сообщения об этом в средствах массовой информации (ст. 61). Таким образом, публичное сообщение об открывшемся наследстве - право, а не обязанность нотариуса. Учитывая, что по действующему законодательству к наследованию могут быть призваны лица, находящиеся в весьма отдаленных степенях родства, они могут и не знать об открывшемся наследстве и, соответственно, не смогут своевременно выразить свою волю. В результате возможно оспаривание прав государства на получение выморочного имущества. Определенные сложности связаны также с тем, что имущество поступает в собственность Российской Федерации, а не субъекта РФ или муниципального образования. С одной стороны, такое положение имеет преимущества: ведь в составе наследства может оказаться имущество, находящееся на территории различных субъектов РФ и муниципальных образований. Если бы выморочное имущество могли наследовать муниципальные образования, возникали бы проблемы с наследованием имущества, расположенного вне территории данного муниципального образования. С другой стороны, закрепление права наследования за Российской Федерацией приводит к тому, что определение судьбы выморочного имущества затягивается. Сначала РФ принимает соответствующее имущество, а потом уже распоряжается им, передавая субъектам РФ или муниципальным образованиям. Помимо передачи унаследованного выморочного имущества в собственность субъектов РФ и муниципальных образований, допускается реализация выморочного имущества. При этом согласно ФЗ от 26 декабря 2005 г. "О федеральном бюджете на 2006 год" <2> средства от распоряжения и реализации выморочного имущества, за исключением выморочного имущества, передаваемого в собственность субъектов РФ или в собственность муниципальных образований в соответствии с п. 3 ст. 1151 ГК РФ, в размере 100% зачисляются в доходы федерального бюджета за вычетом затрат, связанных с распоряжением и реализацией указанного имущества, виды и размер которых устанавливаются Правительством РФ. Пока Правительством РФ не принят соответствующий нормативный акт, реализация выморочного имущества продолжает регулироваться упомянутой Инструкцией 1984 г., положения которой могут применяться в части, не противоречащей действующему законодательству. Следует отметить, что значительная часть содержащихся в Инструкции положений не может быть применена в настоящее время. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 2005. N 52 (ч. 2). Ст. 5602.
Российская Федерация выступает наследником не только выморочного имущества, находящегося на ее территории, но и имущества наследодателя, находящегося за пределами РФ. Правила наследования определяются в соответствии с установленными ст. 1224 ГК РФ коллизионными нормами, а также заключенными Россией международными договорами. В частности, ряд соглашений, заключенных РФ с иностранными государствами, в том числе со странами ближнего зарубежья, устанавливает, что если по законодательству договаривающихся сторон наследственное имущество как выморочное переходит в собственность государства, то движимое имущество передается государству, гражданином которого к моменту смерти являлся наследодатель, а недвижимое - в собственность государства, на территории которого оно находится. Как видно, наследование выморочного имущества имеет значительные отличия от обычной системы наследования. В силу особенностей статуса Российской Федерации как субъекта гражданского оборота, в частности ее специальной правоспособности и наличия властных полномочий, требуется детальная регламентация не только процедуры перехода имущества в собственность РФ, но и дальнейших отношений по определению судьбы выморочного имущества. Если первая группа отношений, хотя и неполно, но урегулирована действующим законодательством, то вторая часть практически не имеет законодательной регламентации. В распоряжении Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р "О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы)" <3> в качестве одной из задач названо совершенствование института наследования выморочного имущества. Однако не определены ни конкретные меры, ни сроки их реализации. -------------------------------- <3> СЗ РФ. 2006. N 5. Ст. 589.
Необходимость принятия в ближайшее время законов, предусмотренных п. 3 ст. 1151 ГК РФ, существует. Причем регулироваться соответствующие отношения должны с учетом интересов наследников по закону и по завещанию, максимально исключая возможность возникновения спорных ситуаций. Так, для обеспечения интересов иных наследников можно было бы закрепить в законодательстве требования об опубликовании в средствах массовой информации сведений об имуществе, считающемся выморочным, и установить срок, в течение которого лица, считающие себя наследниками, могли бы предъявить права на соответствующее имущество. Отсутствие четко установленных сроков для оформления наследственных прав (получения свидетельства о праве на наследство и т. п.) для Российской Федерации как субъекта, обязанного принять выморочное имущество, может негативно отразиться на интересах частных лиц. Неоформление РФ своих прав на выморочное имущество, к примеру, может осложнить осуществление прав сособственников такого имущества. Для выполнения государством обязанности по оформлению прав на выморочное имущество целесообразно установить определенные сроки. В противном случае имущество и не становится бесхозяйным, и не может полноценно использоваться, что вряд ли отвечает интересам государства и общества.
Название документа