О признании покупателя налоговым агентом по НДС при приобретении имущества должников, признанных банкротами и применяющих ЕСХН, УСН или уплачивающих ЕНВД

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 июля 2012 г. N 03-07-05/27

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при приобретении имущества должников, признанных банкротами и применяющих специальные налоговые режимы, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Согласно п. 4.1 ст. 161 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации на территории Российской Федерации имущества должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, уплата налога на добавленную стоимость осуществляется налоговыми агентами, которыми признаются покупатели указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

В соответствии со ст. 24 Кодекса налоговыми агентами являются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты перечисляют налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налогов налогоплательщиком.

Согласно п. 3 ст. 346.1 гл. 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" и п. 2 ст. 346.11 гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие указанные специальные налоговые режимы, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Кодекса.

Таким образом, при приобретении имущества должников, признанных банкротами и не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с применением системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей или упрощенной системы налогообложения, покупатели (получатели) указанного имущества налоговыми агентами не являются и, соответственно, на них обязанность перечислять в бюджет налог на добавленную стоимость не возлагается.

Что касается имущества должников, признанных банкротами и применяющими систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, то согласно п. 4 ст. 346.26 гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Кодекса, организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость только в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Кодекса и осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход.

Перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, установлен п. 2 ст. 346.26 Кодекса. Поскольку указанным перечнем реализация имущества, в том числе при процедуре банкротства, не предусмотрена, то реализация такого имущества подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. В связи с этим при приобретении имущества должников, признанных банкротами и не являющихся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, покупатели (получатели) такого имущества признаются налоговыми агентами и, соответственно, на них возлагается обязанность перечислять в бюджет налог на добавленную стоимость.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

19.07.2012