Администрацией муниципального образования (заказчиком) размещен заказ о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на поставку товаров
Правомерны ли действия заказчика по включению в проект государственного контракта условия, согласно которому поставщик не вправе привлекать к исполнению контракта третьих лиц?
Ответ: Включение условия в проект муниципального контракта, согласно которому поставщик не вправе привлекать к исполнению контракта на поставку товаров третьих лиц, является правомерным, так как не устанавливает дополнительного требования к участникам размещения заказа, а представляет собой условие о способе и порядке исполнения указанного контракта.
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под аукционом на право заключить контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Контракт по общему правилу заключается с победителем аукциона.
Согласно ч. 4 ст. 11 Закона N 94-ФЗ, кроме требований, указанных в ч. 1 - 3 ст. 11 Закона N 94-ФЗ и установленных в соответствии со ст. 55.3 Закона N 94-ФЗ, Правительство РФ, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно ч. 2.1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ не допускается включать в документацию об аукционе требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, когда возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом N 94-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 Закона N 94-ФЗ для участия в аукционе участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе.
Перечень документов и сведений, входящих в состав заявки на участие в аукционе, определен в ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ.
В силу ч. 3 ст. 35 Закона N 94-ФЗ требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ документов и сведений, не допускается.
Вместе с тем в рассматриваемой ситуации условие о запрете привлекать к исполнению государственного контракта третьих лиц представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора поставки, а не требование к участникам размещения заказа, и включение такого условия в документацию об аукционе не противоречит ч. 2.1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ.
Аналогичная позиция подтверждается судебной практикой (см., например, Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 по делу N А56-45605/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 27.09.2010 по делу N А28-4364/2010).
При этом судами отмечено, что, указывая на необходимость личного выполнения поставки продукции, заказчик не устанавливал требования к участникам размещения заказа о наличии у них на стадии проведения торгов производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта. Включение в документацию об аукционе названного условия фактически устанавливает требования к поставщику о наличии у него собственных ресурсов на стадии исполнения контракта, а не на стадии проведения торгов, что не запрещается ч. 2.1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ.
Таким образом, включение условия в проект муниципального контракта на поставку товаров, согласно которому поставщик не вправе привлекать к исполнению контракта третьих лиц, является правомерным, так как не устанавливает дополнительного требования к участникам размещения заказа, а представляет собой условие о способе и порядке исполнения указанного контракта.
Л. Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
19.07.2012