Организация (ООО) в лице генерального директора заключила трудовой договор на должность заместителя генерального директора с гражданином, в отношении которого необходимо выполнить обязанность, предусмотренную ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ. Может ли руководитель кадровой службы быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ в указанной ситуации, если согласно трудовому договору с руководителем кадровой службы и приказу генерального директора обязанность по направлению в государственные органы информации по учету кадров возложена именно на руководителя кадровой службы?
Ответ: Руководитель кадровой службы ООО не может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, даже если согласно трудовому договору и приказу генерального директора обязанность по направлению в государственные органы информации о заключении трудовых договоров возложена именно на руководителя кадровой службы. К ответственности может быть привлечен генеральный директор ООО.
Обоснование: В соответствии со ст. 64.1 Трудового кодекса РФ работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Такая же норма закреплена в ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно ст. 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как установлено в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В Примечании к данной статье закреплено, что под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 13.25, 14.24, 14.55, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, 15.37, ч. 9 ст. 19.5, ст. 19.7.3 КоАП РФ, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 - 7.32, ч. 7, 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.
Санкция ст. 19.29 КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности должностного лица. При этом диспозиция данной статьи указывает на заказчика работ (услуг) и работодателя.
На основании ст. 20 ТК РФ работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются в том числе органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами.
Подпунктом 3 п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что единоличный исполнительный орган общества издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания.
В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 08.09.2010 N 700 "О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы" письмо оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы).
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что в рассматриваемой ситуации трудовой договор от ООО заключен генеральным директором, именно генеральный директор является тем должностным лицом, которое может быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.
При этом то обстоятельство, что согласно трудовому договору с руководителем кадровой службы и приказу генерального директора обязанность по направлению в государственные органы информации по учету кадров возложена именно на руководителя кадровой службы, не имеет правового значения в рассматриваемом случае.
Правомерность данных выводов подтверждается судебной практикой.
В Бюллетене судебной практики Свердловского областного суда по делам об административных правонарушениях (второй квартал 2013 г.), утвержденном Постановлением Президиума Свердловского областного суда от 21.08.2013, приведено Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 14.06.2013 по делу N 4-А-341/2013, из которого следует, что мировой судья пришел к выводу о совершении административного правонарушения бухгалтером и инспектором отдела кадров ООО, на которую возложена обязанность по направлению в государственные органы информации по учету кадров. Вместе с тем в ст. 19.29 КоАП РФ указано, что ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного служащего несет работодатель либо заказчик работ (услуг). Работник отдела кадров ООО не является лицом, на которое законом возложена обязанность сообщать о заключении трудового договора с бывшими государственными или муниципальными служащими, поэтому она не может быть признана субъектом административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 КоАП РФ. Исходя из вышеизложенного состоявшиеся судебные решения отменены, производство по делу в отношении бухгалтера и инспектора отдела кадров ООО прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Таким образом, руководитель кадровой службы ООО не может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ в указанной ситуации, к ответственности может быть привлечен генеральный директор ООО.
Е. В.Соснов
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
18.04.2014