Можно ли в личную карточку по форме N Т-2 внести информацию о трех и более профессиях работника, наличие которых подтверждено соответствующими документами, и как это правильно сделать, если форма карточки предполагает возможность внесения только двух профессий: основной и дополнительной?
Ответ: Действующее законодательство не обязывает работодателя указывать все профессии работника в п. 7 личной карточки по форме N Т-2. Однако при наличии желания работника и работодателя соответствующая информация может быть внесена в личную карточку путем указания третьей профессии в разд. X личной карточки либо с помощью включения дополнительных строк в п. 7 личной карточки.
Обоснование: Унифицированная форма N Т-2 личной карточки работника утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".
Личные карточки заполняются работником кадровой службы на лиц, принятых на работу, на основании приказа (распоряжения) о приеме на работу (форма N Т-1 или N Т-1а); паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; трудовой книжки или документа, подтверждающего трудовой стаж; страхового свидетельства государственного пенсионного страхования; документов воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документа об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, а также сведений, сообщенных о себе работником.
Личная карточка работника состоит из 11 разделов, при этом разд. I содержит общие сведения, в числе которых - информация, касающаяся профессии работника (п. 7):
7. Профессия _____________________________ по ОКПДТР
основная
_____________________________ по ОКПДТР
другая
Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1) не объясняют, какая профессия работника является основной, а какая - другой. Отметим, что по сложившейся практике основной профессией обычно считается та, которая по своему содержанию наиболее близка к будущей трудовой функции работника (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы - ст. 15 Трудового кодекса РФ).
Другая профессия может менее соответствовать или вовсе не соответствовать будущей трудовой функции работника.
Действующее законодательство не обязывает работодателя указывать все профессии работника в п. 7 личной карточки. Из этого следует, что поле "Другая профессия" по усмотрению работодателя и работника может остаться пустым.
Аналогичным образом можно поступить и в другом распространенном на практике случае - приеме на работу работника, имеющего три и более профессии. Пункт 7 личной карточки предполагает внесение информации лишь о двух профессиях, таким образом, сведения о третьей профессии правомерно в личной карточке не указывать. Однако при наличии желания работника и работодателя соответствующая информация может быть внесена в личную карточку.
Сделать это можно двумя способами.
Первый способ - внесение информации о третьей (четвертой, пятой и т. д.) профессии в разд. X "Дополнительные сведения" личной карточки работника.
Второй способ - внесение изменений в унифицированную форму N Т-2 - включение дополнительных строк в п. 7 личной карточки (см. Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденный Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20). При этом вносимое изменение должно быть оформлено соответствующим организационно-распорядительным документом организации (как правило, приказом руководителя).
Е. А.Чершинцева
Национальный исследовательский
университет "Высшая школа экономики"
18.07.2012