Должна ли организация (акционерное общество), реализующая жилищно-коммунальные услуги в многоквартирных домах гражданам с учетом льгот, включать в налогооблагаемую базу по НДС сумму субсидий, предоставленных из бюджета на компенсацию связанных с этим убытков?

Ответ: Организация (акционерное общество), реализующая жилищно-коммунальные услуги в многоквартирных домах гражданам с учетом льгот, не должна включать в налогооблагаемую базу по НДС сумму субсидий, предоставленных из бюджета на компенсацию связанных с этим убытков.

Обоснование: В силу п. 43 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, в случае если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.

Согласно п. 76 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и вступающих в силу с 01.09.2012, в случае если потребителю в установленном порядке предоставляется льгота в виде скидки по оплате коммунальных услуг, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.

На основании п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса РФ налоговая база, определенная в соответствии со ст. ст. 153 - 158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Как указано в п. 2 ст. 154 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Минфин России в Письме от 07.05.2008 N 03-07-11/175 указал, что в случае если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по льготным ценам (тарифам), выделялись в 2007 г. не на оплату товаров (работ, услуг), реализуемых льготным категориям граждан, а на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов или на покрытие убытков, связанных с применением указанных льгот, то такие денежные средства в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включались.

В рассматриваемой ситуации организации, реализующей жилищно-коммунальные услуги в многоквартирных домах гражданам с учетом льгот, предоставляется субсидия на компенсацию связанных с этим убытков, следовательно, согласно подходу Минфина России, она не включается в налоговую базу по НДС.

МНС России в Письме от 16.02.2004 N 02-3-07/21 разъяснила, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен (тарифов), а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость.

Разница, возникающая у налогоплательщиков в результате превышения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), над суммами налога, начисленными при реализации населению по государственным регулируемым ценам (тарифам) или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, коммунальных услуг, подлежит возмещению в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 176 НК РФ.

Таким образом, организация (акционерное общество), реализующая жилищно-коммунальные услуги в многоквартирных домах гражданам с учетом льгот, не должна включать в налогооблагаемую базу по НДС сумму субсидий, предоставленных из бюджета на компенсацию связанных с этим убытков.

Правомерность данного вывода подтверждается и судебной практикой.

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 17.04.2012 N А31-3207/2011 суд указал, что при определении стоимости убытков следует руководствоваться тарифом, установленным для ресурсоснабжающей организации без учета налога на добавленную стоимость, поскольку подлежащие перечислению из бюджета в возмещение убытков денежные средства не являются объектом налогообложения по НДС.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 17.06.2011 N А06-5554/2010 пришел к выводу, что обязанность налогоплательщика включать полученные из бюджета денежные средства на покрытие убытка в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в налогооблагаемую базу по НДС не вытекает из смысла положений пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.

Данные средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поскольку средства бюджета выделялись налогоплательщику не в качестве финансовой помощи, а в качестве компенсации убытков, в том числе в связи с предоставлением услуг по льготным ценам, и получение субсидий напрямую не связано с реализацией услуг.

Предоставление субсидий на покрытие убытков, возникших в связи с реализацией жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям населения по льготным ценам, осуществляется соответствующими распорядителями бюджетных средств в рамках социальной поддержки отдельных категорий населения.

Предоставляемые налогоплательщику субсидии на покрытие убытков, возникших в связи с реализацией услуг по льготным ценам, не связаны с оплатой жилищно-коммунальных услуг налогоплательщику потребителем - соответствующий распорядитель бюджетных средств не выступает стороной по договору оказания жилищно-коммунальных услуг, между ним и налогоплательщиком не возникает взаимных договорных обязательств, в силу которых распорядитель бюджетных средств должен перечислить денежные средства в оплату услуг; налогоплательщик не оказывает распорядителю денежных средств какие-либо услуги, а последний их не потребляет.

Получение дотаций (субсидий) не является самостоятельной экономической операцией (реализацией по смыслу ст. 146 НК РФ), соответственно, налог на добавленную стоимость бюджету не предъявляется (отсутствует).

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

12.07.2012