Юридическое лицо - резидент РФ, являющееся благотворительной организацией, оказывает в ходе осуществления уставной деятельности услуги по размещению рекламы в рамках спонсорского договора другой организации - резиденту РФ. При этом рекламные услуги оказываются как на территории России, так и на территории зарубежных стран - Польши, Франции, Германии. Возникает ли у благотворительной организации обязанность по уплате НДС при реализации указанных услуг?

Ответ: У благотворительной организации, размещающей по договору с другой российской организацией спонсорскую рекламу на территории РФ, а также зарубежных стран, возникает обязанность по исчислению и уплате НДС, поскольку местом реализации рекламных услуг в целях исчисления НДС признается Российская Федерация.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по НДС признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ), за исключением подакцизных товаров.

При этом под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1 Закона N 135-ФЗ).

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

Услуги по размещению рекламы, оказываемые благотворительной организацией в рамках спонсорского договора, не подпадают под определение благотворительной деятельности и, соответственно, не подпадают под льготу, установленную пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Из п. 3 ст. 12 Закона N 135-ФЗ следует, что благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана. При этом налогообложение предпринимательской деятельности некоммерческой организации будет производиться в общеустановленном порядке.

Порядок определения места реализации услуг в целях исчисления НДС регламентируется ст. 148 НК РФ.

В абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ приведен перечень услуг, при оказании которых Россия признается местом реализации, если их покупатель осуществляет деятельность в РФ. В частности, в этом перечне поименованы рекламные услуги.

По общему правилу место осуществления деятельности покупателя определяется на основе места его государственной регистрации.

Поскольку в рассматриваемой ситуации покупателем рекламных услуг является резидент РФ, местом оказания услуг в целях исчисления НДС будет являться Российская Федерация, несмотря на тот факт, что рекламные услуги фактически оказываются не только на территории России, но и иностранных государств - Польши, Франции, Германии.

Поскольку местом реализации услуг признается Российская Федерация, у благотворительной организации возникает обязанность по исчислению и уплате НДС.

О. В.Егорова

ООО "ПРАВО-Конструкция"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

25.06.2014