В организацию был принят на работу бывший госслужащий. При приеме на работу он сообщил, что замещал должность, замещение которой требует в случае трудоустройства в течение последующих двух лет после ее оставления получения согласия комиссии по урегулированию конфликта интересов бывшего представителя нанимателя, поскольку отдельные функции государственного управления организацией входили в его должностные (служебные) обязанности. Организацией представитель нанимателя был о факте заключения трудового договора уведомлен. Через десять дней данный работник сообщил, что ему пришло решение комиссии по урегулированию конфликта интересов об отказе в замещении должности. Каковы должны быть действия организации в указанной ситуации?

Ответ: Заключение трудового договора с бывшим госслужащим, который на основании ст. 64.1 Трудового кодекса РФ вправе замещать должности в организации только с согласия комиссии, до получения согласия данной комиссии правомерно. В случае неполучения впоследствии согласия комиссии трудовой договор с вновь принятым работником должен быть прекращен по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Схожая норма содержится и в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Данные нормы не запрещают заключения трудового договора с такими бывшими государственными служащими до получения согласия соответствующей комиссии, однако требуют уведомления о факте заключения такого договора работодателем представителя нанимателя (работодателя) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. Поскольку согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов дается уже после заключения трудового договора с бывшим государственным служащим, работодатель при его заключении не вправе требовать от бывшего служащего документ, подтверждающий такое согласие.

Это вытекает из ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, согласно которой работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. В настоящее время такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 700 "О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы". Представителю нанимателя сообщается уже о факте заключения трудового договора с бывшим государственным служащим. Это прямо указано в п. 1 Постановления Правительства РФ N 700.

Неполучение согласия комиссии исключает возможность продолжения трудовой деятельности. Таким образом, трудовые отношения с бывшим государственным служащим в рассматриваемой ситуации не могут быть продолжены.

ТК РФ в настоящее время не содержит такого основания прекращения трудового договора, как отсутствие согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Правда, ст. 84 ТК РФ предусматривает в том числе такое основание прекращения трудового договора, как заключение трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы. Однако, как представляется, это основание направлено на прекращение трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим в случае нарушения правил заключения трудового договора (что, собственно, вытекает из самого названия ст. 84 ТК РФ), то есть по данному основанию договор может быть расторгнут, если бывший служащий не сообщил работодателю о замещении им определенной должности, а работодатель не уведомил о заключении трудового договора представителя нанимателя. В данном же случае ситуация иная: каких-либо нарушений при заключении трудового договора его сторонами не допущено, обстоятельство же, исключающее продолжение трудовых отношений (отсутствие согласия комиссии по урегулированию конфликта интересов), возникло уже после его заключения.

По этой же причине считаем неверным расторжение трудового договора по таким основаниям, предусмотренным ст. 84 ТК РФ, как заключение трудового договора в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности и в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Представляется, что по сути сложившейся ситуации прекращение трудового договора должно быть произведено по обстоятельствам, не зависящим от воли его сторон. Наиболее подходящим в данном случае выглядит п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, согласно которому трудовой договор подлежит прекращению в случае возникновения установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Данный пункт был введен в ч. 1 ст. 83 ТК РФ Федеральным законом от 23.12.2010 N 387-ФЗ "О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовой кодекс Российской Федерации" и направлен на недопущение на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних определенного круга лиц. Вместе с тем по своей формулировке п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, по нашему мнению, подходит и под случай неполучения согласия комиссии по урегулированию конфликта интересов на замещение должностей в определенных организациях бывшими государственными и муниципальными служащими. Это определяется тем, что ст. 12 Закона N 273-ФЗ рассматривает особенности заключения трудовых договоров с бывшими государственными и муниципальными служащими именно в качестве ограничения, налагаемого на гражданина.

Представляется также, что в случае отсутствия согласия комиссии по урегулированию конфликта интересов бывшему государственному служащему не могут и не должны быть предложены иные вакантные должности в данной организации, так как ст. 12 Закона N 273-ФЗ связывает наличие такого ограничения с фактом наличия у бывшего служащего отдельных функций государственного, муниципального (административного) управления данной организацией, то есть запрет на замещение должности в этой организации связан со спецификой его бывшей, а не настоящей работы, поэтому замещение любой должности в данной организации не будет для него возможным.

С. Е.Чаннов

Поволжский институт управления имени П. А.Столыпина

(филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации)

11.07.2012