В организации были осуществлены мероприятия по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, по результатам которой аттестационной комиссией был оформлен и передан работодателю отчет об аттестации с приложением к нему карт аттестации рабочих мест, в которых условия труда определялись как вредные. Однако работодатель не установил ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также размеры повышения оплаты их труда ввиду незавершения мероприятий по проведению аттестации, поскольку приказ о завершении аттестации им не издан и пакет документов в госинспекцию труда не направлен. Правомерна ли позиция работодателя в указанных обстоятельствах?

Ответ: Позиция работодателя, не установившего ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также размеры повышения оплаты труда при условии наличия карты аттестации рабочих мест, определяющей условия труда как вредные, по причине незавершения мероприятий по проведению аттестации (отсутствия приказа о завершении аттестации, ненаправления пакета документов в государственную инспекцию труда субъекта РФ), неправомерна.

Обоснование: В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию; опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме; безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов; аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В силу требований ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Так, работодатель обязан обеспечить в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок).

На основании п. 1 Порядка он устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации.

Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно п. 2 Порядка аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя (п. 6 Порядка).

В соответствии с п. 44 Порядка результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются:

приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;

перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, образец которого предусмотрен Приложением N 1 к Порядку;

карты аттестации рабочего места по условиям труда, образец которых предусмотрен Приложением N 2 к Порядку, оформленные в соответствии с Рекомендациями по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда согласно Приложению N 3 к Порядку, с протоколами измерений и оценок;

сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, образец которой предусмотрен Приложением N 6 к Порядку;

сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и компенсаций, которые необходимо в связи с этим устанавливать работникам, образец которой предусмотрен Приложением N 7 к Порядку;

план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, образец которого предусмотрен Приложением N 8 к Порядку;

протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый), образец которого предусмотрен Приложением N 9 к Порядку;

сведения об аттестующей организации, образец которых предусмотрен Приложением N 10 к Порядку, с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);

протоколы заседаний аттестационной комиссии;

заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);

предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).

Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

На основании п. 45 Порядка после проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Статьей 117 ТК РФ установлено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В свою очередь, ст. 147 ТК РФ предусматривает особые условия оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда: таким работникам она устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" (далее - Постановление N 870) установлено, что работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест предоставляются следующие компенсации:

сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ;

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;

повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Учитывая, что по смыслу Постановления N 870 компенсации устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест, а такие результаты исходя из п. 44 Порядка оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации с приложением, работодатель непосредственно после передачи ему рассмотренного аттестационной комиссией отчета и протокола заседания аттестационной комиссии обязан установить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретный размер повышения оплаты труда.

Как следует из Определения Свердловского областного суда от 21.07.2011 N 33-10412/2011, государственным инспектором труда государственной инспекции труда в субъекте РФ на основании акта проверки в адрес организации-работодателя было вынесено предписание, на организацию возложена обязанность установить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не менее 7 календарных дней; установить конкретный размер повышения оплаты труда, установленной для различных видов работ с ненормальными условиями труда. Организация-работодатель с предписанием не согласилась, поскольку на момент проведения проверки мероприятия по проведению аттестации рабочего места окончены не были, приказ о завершении аттестации не издавался, пакет документов в государственную инспекцию труда обществом не направлялся. При этом государственный инспектор руководствовался результатами аттестации рабочего места по условиям труда исходя из карты аттестации рабочего места по условиям труда, подписанной членами комиссии, которой условия труда определены как вредные.

Суд в указанной ситуации отклонил доводы организации о том, что на момент проверки мероприятия по проведению аттестации рабочего места не были окончены ею, поскольку приказ о завершении аттестации не издавался, в связи с чем у государственного инспектора труда не имелось оснований для выводов о наличии фактов нарушения трудового законодательства, так как отсутствие приказа о завершении аттестации не является исключением для непредъявления государственным инспектором труда предписания об устранении выявленных нарушений трудового законодательства при наличии карты аттестации рабочего места, в которой условия труда определены как вредные.

С момента составления карты аттестации рабочего места у работодателя возникают соответствующие обязанности по отношению к работнику, поскольку реализация трудовых прав работника на безопасные условия труда не может быть поставлена в зависимость от издания или неиздания работодателем приказа о завершении аттестации.

Таким образом, основываясь на положениях трудового законодательства и исходя из судебной практики, можно сделать вывод о том, что бездействие работодателя, не установившего ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также размеры повышения оплаты труда работникам при условии наличия карты аттестации рабочих мест, определяющей условия труда как вредные, в связи с незавершением мероприятий по проведению аттестации, а именно неизданием приказа о завершении аттестации, ненаправлением пакета документов в государственную инспекцию труда субъекта РФ, неправомерно.

О. С.Дубасова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

10.07.2012