Может ли задолженность стратегической организации оборонно-промышленного комплекса по начисленным пеням и штрафам по НДФЛ, зачисляемым в региональный бюджет, быть реструктурирована в рамках Постановления Правительства РФ от 10.12.2009 N 995 "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и списания этих пеней и штрафов", а также нормативного правового акта субъекта РФ о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму НДФЛ, зачисляемым в бюджет этого субъекта РФ?

Ответ: Исходя из позиции Минфина России, полагаем, что задолженность стратегической организации оборонно-промышленного комплекса по пеням и штрафам, зачисляемым в региональный бюджет, не может быть реструктурирована в рамках Постановления Правительства РФ от 10.12.2009 N 995 "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и списания этих пеней и штрафов" (далее - Постановление N 995). Однако субъект РФ вправе принять нормативный правовой акт о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму НДФЛ, зачисляемым в бюджет этого субъекта РФ.

Обоснование: В соответствии с ч. 13 ст. 5 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" Правительство Российской Федерации вправе провести в 2009 г. реструктуризацию задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических предприятий и организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, образовавшейся по состоянию на 1 января 2009 г., а также списание этих пеней и штрафов в случае досрочного погашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.

Также ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" установлено, что Правительство РФ вправе провести в 2012 г. реструктуризацию задолженности указанных организаций по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, образовавшейся по состоянию на 1 сентября 2011 г.

В соответствии с п. п. 2, 3 Постановления N 995 решение о реструктуризации задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом принимается налоговым органом по месту нахождения организации, а в отношении организации, являющейся крупнейшим налогоплательщиком, - соответствующим налоговым органом по месту учета крупнейшего налогоплательщика на основании представляемого организацией в налоговый орган заявления о реструктуризации (к которому прилагаются установленные п. 2 документы) по форме согласно Приложению N 1 к Постановлению N 995 и по форме согласно Приложению N 2 к Постановлению N 995 в течение 1 месяца со дня подачи организацией заявления о реструктуризации при условии полного внесения организацией текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 1 месяца до 1-го числа месяца подачи организацией заявления о реструктуризации, а также полного внесения организацией текущих налоговых платежей в федеральный бюджет, начисленных с 1-го числа месяца подачи организацией заявления о реструктуризации до 1-го числа месяца принятия решения о реструктуризации.

Пунктом 1 Постановления N 955 установлено, что задолженность организации по самому налогу на доходы физических лиц не включается в сумму подлежащей реструктуризации задолженности.

Организация оборонно-промышленного комплекса - исполнитель государственного оборонного заказа должна быть включена в Перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 N 1226-р.

Кроме того, в п. 14 Постановления N 995 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано провести реструктуризацию задолженности организаций перед бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами одновременно с проведением реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом.

Согласно ст. 13 Налогового кодекса РФ налог на доходы физических лиц является федеральным налогом и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации.

Бюджетным кодексом РФ установлено, что НДФЛ подлежит зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующих размерах: в бюджеты субъектов Российской Федерации - по нормативу 80 процентов (ст. 56 БК РФ); в бюджеты поселений - по нормативу 10 процентов (ст. 61 БК РФ); в бюджеты муниципальных районов - по нормативу 10 процентов (ст. 61.1 БК РФ).

Таким образом, НДФЛ, являясь федеральным налогом, полностью поступает в региональные и местные бюджеты.

Согласно п. 2 ст. 41 БК РФ к налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

Следовательно, пени и штрафы по НДФЛ зачисляются в те региональные и местные бюджеты, перед которыми возникла недоимка по данному налогу.

По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 20.08.2010 N 03-01-10/3-84, пени и штрафы, начисленные на сумму налога на доходы физических лиц, зачисляемые в региональные и местные бюджеты, не являются задолженностью перед федеральным бюджетом и не могут быть реструктурированы в рамках Постановления N 995. Вместе с тем Минфин России указал, что, субъект Российской Федерации вправе принять нормативный правовой акт о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму налога на доходы физических лиц, зачисляемым в бюджет этого субъекта Российской Федерации.

Согласно Письму Минфина России от 29.03.2011 N 03-02-07/2-44 отношения по проведению реструктуризации задолженности по налогам, пеням, штрафам регулируются бюджетным законодательством Российской Федерации. В связи с этим в случае включения сумм налогов, пеней, штрафов в состав реструктурируемой задолженности погашение этой задолженности осуществляется в соответствии с указанным законодательством Российской Федерации. В случае неисполнения условий реструктуризации взыскание задолженности должно осуществляться в установленном порядке.

В арбитражной практике отсутствует единый подход по рассматриваемому вопросу.

Так, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2011 N 07АП-3351/11 содержится вывод о том, что НДФЛ, пени и штрафы по данному налогу, зачисляемые в региональные и местные бюджеты, не являются задолженностью перед федеральным бюджетом и не могут быть реструктурированы в рамках Постановления N 995.

Реструктуризация задолженности по НДФЛ, пеням и штрафам, начисленным по данному налогу, может осуществляться на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, в который данный налог зачисляется.

В то же время в Постановлении ФАС Уральского округа от 26.10.2011 N Ф09-5921/11 судьи признали неправомерным отказ налогового органа в реструктуризации задолженности стратегического предприятия по начисленным пеням и штрафам по НДФЛ, отклонив доводы о том, что пени и штрафы, начисленные на сумму НДФЛ, зачисляемые в региональные и местные бюджеты, не являются задолженностью перед федеральным бюджетом и не могут быть реструктурированы в рамках Постановления N 995.

Суд исходил из того, что в соответствии с Постановлением N 995 в сумму подлежащей реструктуризации задолженности не включается задолженность организации по НДФЛ, а запрет на реструктуризацию по пеням и штрафам по НДФЛ не установлен. Кроме того, уплата самого НДФЛ производится предприятием как налоговым агентом за счет источника выплаты, а уплата пеней и штрафов - за счет собственных средств, поэтому судом не принят довод инспекции о распространении по аналогии запрета на реструктуризацию в отношении задолженности по пеням и штрафам по НДФЛ.

Судом также учтено, что во исполнение Постановления N 995 областным законом предусмотрено проведение реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом, образовавшейся по состоянию на 1 января 2009 г., в соответствии с условиями и на основании решений по проведению реструктуризации задолженности указанных организаций перед федеральным бюджетом.

Аналогичное положение по реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед местным бюджетом содержится в соответствующем решении органа местного самоуправления.

По нашему мнению, задолженность по пеням и штрафам, зачисляемым в региональный бюджет, не может быть реструктурирована в рамках Постановления N 995. Однако субъект РФ вправе принять нормативный правовой акт о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму НДФЛ, зачисляемым в бюджет этого субъекта РФ.

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания

"Налоговая помощь"

06.07.2012