Новые правила приобретения инвесторами крупных пакетов акций

(Санин К. С.) ("Журнал российского права", 2006, N 9) Текст документа

НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРИОБРЕТЕНИЯ ИНВЕСТОРАМИ КРУПНЫХ ПАКЕТОВ АКЦИЙ

К. С. САНИН

Санин Константин Сергеевич - советник Председателя Правления ОАО "БАНК УРАЛСИБ", аспирант ИЗиСП.

Контроль над акционерным обществом со стороны инвестора

Инвестиции в зависимости от того, стремится ли инвестор, приобретающий акции, установить контроль над акционерным обществом или нет, условно принято делить на портфельные и прямые. Портфельные инвестиции осуществляются в целях получения прибыли, уменьшения рисков путем вложения капитала в ценные бумаги различных эмитентов и не преследуют цели осуществления управленческого контроля в обществе. Сделки же с ценными бумагами, результатом которых является приобретение права контроля над компанией-эмитентом, относятся к прямым инвестициям <*>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Закону об иностранных инвестициях Н. Г. Дорониной включен в информационный банк согласно публикации - "Право и экономика", 2000, NN 4, 5, 6. ------------------------------------------------------------------ <*> См.: Доронина Н. Г. Комментарий к Закону об иностранных инвестициях. М., 2000. С. 23; Вознесенская Н. Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий). М., 2001. С. 56; Силкин В. В. Некоторые проблемы законодательства Российской Федерации об иностранных инвестициях // Российский ежегодник международного права. 2001. СПб., 2001. С. 313.

Корпоративный контроль - это возможность влиять на принятие стратегических управленческих решений, определение и формулирование таких решений <*>. Основу контроля составляет владение акционером крупным пакетом акций <**>. -------------------------------- <*> См.: Могилевский С. Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ: Учебно-практическое пособие. М., 2004. С. 185. <**> Подробнее о теории акционерного контроля см.: Метелева Ю. А. Правовое положение акционера в акционерном обществе. М., 1999. С. 48 - 49.

Индивидуальные (мелкие) инвесторы, вкладывая в акции свои незначительные сбережения, безусловно, не могут осуществлять контроль в акционерном обществе. Будучи портфельными инвесторами их (в отличие от прямых инвесторов) в большинстве случаев интересует не столько возможность оказывать влияние на принятие тех или иных управленческих решений, сколько доход, получаемый в качестве выплачиваемых дивидендов. Прямые инвесторы вкладывают значительные средства в целях получения контроля над управлением деятельностью акционерного общества, причем чем больший пакет голосующих акций им удается аккумулировать, тем больший контроль они способны осуществлять в обществе. Можно выделить следующие виды контроля инвестора над акционерным обществом путем сосредоточения: а) меньшинства голосующих акций (от 30 до 50%), который возможен при так называемой дисперсной или распыленной системе корпоративной собственности; б) большинства голосующих акций (от 50 до 75%): предоставляет инвестору возможность самостоятельно формировать исполнительный орган общества и принимать решения по всем вопросам компетенции общего собрания акционеров, которые в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <*> (далее - Закон об акционерных обществах) не требуют квалифицированного большинства голосов; -------------------------------- <*> См.: СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.

в) значительного большинства голосующих акций (от 75 до 95%): предоставляет инвестору возможность принимать любые решения по всем вопросам компетенции общего собрания акционеров, в том числе по тем, которые в соответствии с Законом об акционерных обществах требуют квалифицированного большинства голосов; г) подавляющего большинства голосующих акций (более 95%): предоставляет инвестору возможность требовать от миноритарных акционеров принудительного выкупа принадлежащих им акций (ст. 84.8 Закона об акционерных обществах).

Поглощение акционерного общества

Концентрация в руках одного инвестора крупного пакета акций приводит к поглощению компании. ГК РФ и федеральные законы не содержат легального определения понятия "поглощение". Например, утратившее силу Положение об акционерных обществах <*> допускало реорганизацию в форме поглощения, под которой подразумевалась покупка 100% акций общества. При этом приобретенное общество могло сохранять права юридического лица, а могло и утрачивать самостоятельность, если его баланс консолидировался с балансом общества-покупателя и изменялась схема управления. -------------------------------- <*> Утв. Постановлением Совета министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601 // СП РСФСР. 1991. N 6. Ст. 92.

Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" <*> определяет поглощение как приобретение одним предприятием контрольного пакета акций другого предприятия. Под "контрольным пакетом акций" понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его акционеров и в его органах управления. Поглощающее предприятие признается холдинговой компанией, а поглощаемое - ее дочерним предприятием. -------------------------------- <*> См.: САПП РФ. 1992. N 21. Ст. 1731.

Кодекс корпоративного поведения <*>, носящий рекомендательный характер, признает поглощением приобретение 30% и более размещенных акций общества и относит его к существенным корпоративным действиям, которые могут привести к фундаментальным корпоративным изменениям, в том числе к изменению прав акционеров (разд. 2 гл. 6). -------------------------------- <*> См.: распоряжение ФКЦБ РФ от 4 апреля 2002 г. N 421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения" // Вестник ФКЦБ России. 2002. N 4.

В настоящей статье автор использует термин "поглощение" применительно к приобретению инвестором крупного пакета акций (более 30% голосующих акций).

Новый порядок поглощения акционерных обществ

С 1 июля 2006 г. начал действовать новый порядок приобретения крупных пакетов акций, который был установлен Федеральным законом от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" <*>. В соответствии с ним Закон об акционерных обществах был дополнен главой XI.1 "Приобретение более 30 процентов акций открытого общества". Новые правила поглощения акционерных обществ разработаны с учетом положений Директивы Европейского парламента и совета 2004/25/ЕС от 21 апреля 2004 г. <**> и закрепляют четыре процедуры: -------------------------------- <*> См.: СЗ РФ. 2006. N 2. Ст. 172. <**> Текст Директивы на английском языке см. на сайте Европейского союза: http://eur-lex. europa. eu/LexUriServ/LexUriServ. do? uri=CELEX:32004L0025:EN:HTML.

1) приобретение более 30% голосующих акций открытого общества в результате добровольного предложения об их приобретении (ст. 84.1, 84.3 - 84.6 Закона об акционерных обществах); 2) приобретение акций открытого общества, а также иных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в результате обязательного предложения об их приобретении (ст. 84.2 - 84.6 Закона об акционерных обществах); 3) выкуп лицом, которое приобрело более 95% голосующих акций открытого общества, остальных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, у владельцев этих ценных бумаг по их требованию (ст. 84.7 Закона об акционерных обществах); 4) выкуп лицом, которое приобрело более 95% голосующих акций открытого общества, по его требованию остальных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, у их владельцев (ст. 84.8 Закона об акционерных обществах). Ранее порядок поглощения акционерных обществ регулировался ст. 80 Закона об акционерных обществах, которая в настоящее время утратила силу. Указанная статья содержала обязанность лица, имеющего намерение самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) приобрести 30% и более размещенных обыкновенных акций общества, направить в общество письменное уведомление о планируемой сделке. Кроме того, после совершения данной сделки приобретатель был обязан предложить другим акционерам продать ему оставшиеся обыкновенные акции общества и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в обыкновенные акции. Однако устав или решение общего собрания акционеров могли предусматривать освобождение от указанной обязанности. Принятие подобного решения мотивировалось, например, стремлением привлечь в общество стратегического инвестора, не возлагая на него дополнительного финансового бремени. Вместе с тем освобождение инвестора от обязанности предложить другим акционерам продать принадлежащие им акции могло существенно нарушать интересы миноритарных акционеров, поэтому согласно Кодексу корпоративного поведения в большинстве случаев принятие соответствующих решений являлось нежелательным. Требования ст. 80 Закона об акционерных обществах к порядку приобретения крупных пакетов акций распространялись только на акционерные общества с числом акционеров - владельцев обыкновенных акций более 1000. Новые правила приобретения более 30% акций распространяются на все открытые акционерные общества независимо от числа акционеров, и закон не предусматривает возможности освобождения уставом или решением общего собрания акционеров приобретателя акций от обязанности соблюдения процедур, предусмотренных главой XI.1 Закона об акционерных обществах.

Добровольное предложение о приобретении более 30% акций

Поглощение акционерного общества начинается с добровольного предложения, которое должен направить инвестор, имеющий намерение приобрести более 30% голосующих акций общества, с учетом акций, уже принадлежащих данному инвестору и его аффилированным лицам. Добровольное предложение является публичной офертой, адресованной акционерам - владельцам голосующих акций общества, и считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в общество. Статья 84.1 Закона об акционерных обществах подробно перечисляет сведения, которые должны содержаться в добровольном предложении. Существенным отличием от порядка поглощения, предусматривавшегося ранее в ст. 80 Закона об акционерных обществах, является обязанность лица, направляющего добровольное предложение, приложить к нему безотзывную банковскую гарантию, содержащую обязательство гаранта уплатить цену проданных ценных бумаг их прежним владельцам в случае неисполнения оферентом своей обязанности по оплате в установленный срок. Срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев после истечения установленного в добровольном предложении срока оплаты приобретаемых ценных бумаг. Инвестор, направивший добровольное предложение, имеет право приобрести только то количество акций, которое ему необходимо. Он не обязан покупать все акции, в отношении которых поступили заявления о продаже. Если общее количество предложенных к продаже акций превышает количество акций, которое намерен приобрести инвестор, то акции должны приобретаться пропорционально количеству, указанному в поступивших заявлениях, если иное не предусмотрено добровольным предложением или заявлением о продаже акций. Таким образом, добровольное предложение может предусматривать, например, условие о том, что акции будут приобретаться в пределах установленного количества у тех акционеров, заявки которых поступили более ранней датой. Добровольное предложение должно содержать срок для его принятия, который не может быть менее 70 и более 90 дней с момента получения добровольного предложения акционерным обществом. До истечения данного срока инвестор, направивший добровольное предложение, не вправе приобретать акции, в отношении которых направлена оферта, на условиях, отличных от условий добровольного предложения. В противном случае прежние владельцы, продавшие свои акции инвестору, вправе требовать от него возмещения причиненных убытков.

Обязательное предложение о приобретении акций

Вторым этапом поглощения акционерного общества является направление обязательного предложения о приобретении акций открытого общества, а также иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции открытого общества. Данное предложение должно направляться инвестором, приобретшим голосующие акции общества (как обыкновенные, так и привилегированные, предоставляющие право голоса), которые в совокупности составляют более 30% от общего количества соответствующих акций, с учетом акций, принадлежавших инвестору и его аффилированным лицам. Обязательное предложение подлежит направлению владельцам ценных бумаг через общество в течение 35 дней с момента приобретения инвестором указанного крупного пакета акций. Инвестор, направивший обязательное предложение, до истечения срока его принятия, который не может быть менее 70 и более 80 дней с момента получения обязательного предложения акционерным обществом, не вправе приобретать ценные бумаги на условиях, отличных от условий оферты. Содержание обязательного предложения во многом схоже с содержанием добровольного предложения. Одним из существенных отличий является необходимость обоснования в обязательном предложении цены. Цена приобретения ценных бумаг не может быть ниже их средневзвешенной цены, определенной по результатам торгов организатора торговли на рынке ценных бумаг за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в соответствии с п. 1 и 2 ст. 84.9 Закона об акционерных обществах. В случае, если ценные бумаги не обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг или обращаются на торгах менее шести месяцев, цена приобретения ценных бумаг должна быть не ниже их рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. При этом оценивается рыночная стоимость одной соответствующей акции (иной ценной бумаги). В обязательном предложении должна быть предусмотрена оплата приобретаемых ценных бумаг деньгами, а также может быть предусмотрена оплата другими ценными бумагами. При этом право выбора формы оплаты принадлежит владельцам приобретаемых ценных бумаг. Гарантией направления обязательного предложения является положение п. 6 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах, согласно которому лицо, приобретшее более 30% голосующих акций общества, и его аффилированные лица в период с момента приобретения соответствующего пакета акций и до даты направления в общество обязательного предложения имеют право голоса только по 30% таких акций. При этом остальные акции, принадлежащие этому приобретателю и его аффилированным лицам, не учитываются при определении кворума общего собрания акционеров. Принятие обязательного предложения осуществляется владельцами ценных бумаг путем направления заявления. Владелец приобретаемых ценных бумаг вправе: - отозвать поданное заявление о продаже ценных бумаг в случае поступления в общество в порядке ст. 84.5 Закона об акционерных обществах конкурирующего предложения, предусматривающего более выгодные условия, и направить новое заявление о продаже ценных бумаг на условиях конкурирующего предложения; - потребовать от инвестора, направившего обязательное предложение, возмещения убытков, причиненных несоответствием предложения или заключенного на основании него договора требованиям Закона об акционерных обществах; - представить гаранту требование об оплате цены приобретаемых ценных бумаг или в одностороннем порядке расторгнуть договор о приобретении ценных бумаг и потребовать их возвращения в случае неисполнения инвестором, направившим предложение, обязанности оплатить в срок приобретаемые ценные бумаги. Владелец приобретаемых ценных бумаг обязан передать их свободными от любых прав третьих лиц. Инвестор, направивший обязательное предложение, вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о приобретении ценных бумаг в случае незачисления на его счет приобретаемых ценных бумаг в установленный срок.

Принудительный выкуп акций преобладающим акционером у миноритарных акционеров

Если две первые процедуры поглощения акционерного общества - добровольное и обязательное предложение о приобретении акций - в определенной степени были известны российскому законодательству, то принудительный выкуп акций одними акционерами у других (третья и четвертая процедура) является новеллой. Вместе с тем право миноритарных акционеров требовать от преобладающего акционера выкупа принадлежащих им акций (the sell-out rights) и право преобладающего акционера требовать от миноритарных акционеров выкупа оставшихся у них акций (the squeeze-out) давно предусмотрены зарубежным законодательством. В России, как и в Бельгии, Великобритании, Италии, во Франции, право принудительного выкупа акций может быть реализовано только в случае, если контроль над компанией установлен инвестором посредством публичного предложения о приобретении акций. Таким образом, принудительный выкуп следует за публичным предложением о покупке акций и завершает процедуру поглощения общества. Необходимость закрепления в отечественном законодательстве указанных институтов обусловлена рядом факторов, которые можно разделить на две группы <*>. -------------------------------- <*> См. также: Архипов Д. А. Принудительный выкуп голосующих акций - инструмент непропорционального ограничения прав миноритарных акционеров. Так ли это на самом деле? // Вестник ВАС РФ. 2005. N 12. С. 112 - 117.

1. Обоснование необходимости принудительного выкупа акций по требованию миноритарных акционеров: а) концентрация в руках одного лица пакета акций, предоставляющего право полного корпоративного контроля, может повлечь снижение ликвидности оставшихся акций и их рыночной стоимости (п. 2.2 гл. 6 Кодекса корпоративного поведения). В результате миноритарные акционеры утрачивают возможность продать свои акции за справедливую цену, обеспечивающую возврат вложенных инвестиций. Соответственно, выкуп преобладающим акционером акций предоставляет миноритарным акционерам возможность получить за неликвидные акции денежные средства и инвестировать их в другие объекты. Ведь выкуп акций в данном случае должен осуществляться по цене не ниже той, по которой акции приобретались в соответствии с публичным предложением, то есть до того, как снизилась их ликвидность; б) появление в обществе преобладающего акционера означает утрату миноритарными акционерами возможности влиять на управление обществом. Интересы миноритариев становятся незащищенными, поскольку преобладающий акционер может, например, изменить политику в области дивидендов, уменьшить объем раскрываемой информации, вынудить общество вступать в сделки на нерыночных условиях; в) в случае приобретения каким-либо лицом контроля над обществом другие владельцы ценных бумаг должны быть защищены, в том числе все владельцы ценных бумаг приобретаемого общества, принадлежащие к одной категории, должны получать равную компенсацию (подп. "а" п. 1 ст. 3 Директивы Европейского парламента и совета 2004/25/СЕ от 21 апреля 2004 г.). 2. Обоснование необходимости принудительного выкупа акций по требованию преобладающего акционера: а) инвестор, приобретающий более 95% акций общества, зачастую имеет намерения осуществлять дальнейшее инвестирование в общество в целях развития и модернизации производства, освоения новой конкурентоспособной продукции. При этом оставшиеся миноритарные акционеры будут претендовать на получение части прибыли от деятельности общества, даже если ничего не внесут на техническое перевооружение; б) корпоративные поглощения в целом являются одним из средств повышения эффективности корпоративного управления. В случае же сохранения в обществе миноритарных акционеров инвестор, получивший контроль над обществом, нередко подвергается риску корпоративного шантажа (так называемый гринмейл), "вымогательных исков" со стороны недобросовестных миноритариев; в) поддержание публичного статуса компании влечет издержки для акционерного общества, а следовательно, уменьшает доходы преобладающего акционера. Данные издержки связаны с необходимостью передачи ведения реестра акционеров регистратору, раскрытия информации и обеспечения права миноритарных акционеров на получение информации. Таким образом, можно сделать вывод, что в целом институт принудительного выкупа акций преобладающим акционером отвечает как его интересам, так и интересам миноритариев.

Проблема "вытеснения" миноритарных акционеров

Механизм "вытеснения" миноритарных акционеров определен в ст. 84.8 Закона об акционерных обществах, которая наделяет лицо, приобретшее более 95% голосующих акций открытого общества, правом требовать выкупа остальных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, у их владельцев. Вопрос о законодательном закреплении данного института вызвал наиболее острые дискуссии, поскольку он предусматривает принудительное прекращение прав акционера. Так, А. Агеев <1>, Д. А. Архипов <2>, В. А. Белов <3>, Е. Ф. Мосин <4>, Д. И. Степанов <5> отстаивают возможность и необходимость введения механизма принудительного выкупа акций у миноритариев. Противоположной точки зрения придерживаются А. С. Есекеев <6>, В. Г. Коряковцев <7>. -------------------------------- <1> См.: Агеев А. Новый порядок приобретения крупных пакетов акций // Слияния и поглощения. 2005. N 7-8. С. 50 - 52. <2> См.: Архипов Д. А. Указ. соч. С. 111 - 130. <3> См.: Белов В. А. Вытеснение миноритарных акционеров: произвол "мажоров" или новый институт российского акционерного права? // Законодательство. 2005. N 2. С. 36 - 43; N 3. С. 15 - 22. <4> См.: Мосин Е. Ф. Правила к боям без правил на корпоративном поле // Акционерный вестник. 2006. N 5. С. 13 - 17. <5> См.: Степанов Д. Во благо общества // ЭЖ-Юрист. 2004. N 36. С. 3. <6> См.: Есекеев А. С. К вопросу об институте произвола "мажоров" // Законодательство. 2005. N 10. С. 64 - 70. <7> См.: Коряковцев В. Г. Руководство к действию: основные этапы поглощения акционерного общества // Акционерный вестник. 2006. N 5. С. 7.

Основные аргументы противников принятия изменений в Закон об акционерных обществах, допускающих вывод миноритарных акционеров из числа участников акционерного общества без их согласия, основывались на положениях ст. 34 и 35 Конституции РФ, которые провозглашают свободу любой не запрещенной законом экономической деятельности и неприкосновенность частной собственности. Сторонники же возможности принудительного лишения статуса акционера по требованию мажоритария приводят следующие доводы. Во-первых, Закон об акционерных обществах и ранее допускал переход права собственности на акции без согласия акционера. Речь идет о п. 1 ст. 34 Закона, согласно которому в случае неполной оплаты акций в течение установленного срока право собственности на акции, цена размещения которых соответствует неоплаченной сумме, переходит к обществу. Во-вторых, согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно, институт вытеснения миноритарных акционеров служит защите прав и законных интересов акционерного общества в целом в той мере, в какой он действует для достижения общего для акционерного общества блага. В-третьих, возможность принудительного, без согласия акционеров, выкупа дробных акций, образовавшихся в результате консолидации <*>, подкрепляется выработанной позицией Конституционного Суда РФ (Постановление от 24 февраля 2004 г. N 3-П <**>). При этом принудительное отчуждение имущества может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. -------------------------------- <*> Пункт 1 ст. 74 Закона об акционерных обществах в редакции, действовавшей до 1 января 2002 г., предусматривал, что в случае образования при консолидации дробных акций последние подлежат выкупу обществом по рыночной стоимости, определяемой в соответствии со ст. 77 Закона об акционерных обществах. В настоящее время Закон об акционерных обществах допускает образование дробных акций при консолидации, поэтому они не подлежат принудительному выкупу. <**> См.: СЗ РФ. 2004. N 9. Ст. 830.

В-четвертых, институт принудительного выкупа акций содержится в законодательстве большинства стран с развитым правопорядком. При совершенствовании акционерного законодательства необходимо учитывать, что акционер является инвестором. Он участвует в формировании капитала общества и инвестирует свое имущество, как правило, в виде денежных средств с расчетом на получение прибыли в результате капитализации этого имущества. Учитывая положение акционера как инвестора, следует исходить из того, что независимо от количества принадлежащих ему акций акционер имеет право на защиту в форме компенсации. Компенсационный механизм защиты прав инвесторов предусмотрен рядом законов, например Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" <*>, Федеральным законом от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" <**>, Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" <***>. Закон об акционерных обществах тоже устанавливает в случае выкупа ценных бумаг преобладающим акционером необходимость выплаты компенсации их владельцам. Таким образом, законодатель подходит к защите прав акционеров так же, как и к защите прав инвесторов, подчеркивая статус акционера как инвестора. -------------------------------- <*> См.: СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562. <**> См.: СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1163. <***> См.: СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.

Вместе с тем для более эффективной защиты прав и законных интересов мелких инвесторов необходимо ввести судебный контроль за процедурой вытеснения акционеров-миноритариев. Ведь при вытеснении мелких инвесторов происходит лишение собственника имущества помимо его воли и перераспределение акционерной собственности. В этой связи необходимо особо акцентировать внимание на положении ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Таким образом, в случаях принудительного изъятия имущества у собственника (независимо от оснований такого изъятия) должен осуществляться эффективный судебный контроль как гарантия принципа неприкосновенности собственности. Причем, поскольку при вытеснении миноритариев зачастую происходит столкновение интересов преобладающего акционера и мелких инвесторов, судебный контроль должен быть предварительным, а не последующим. Действующее законодательство предоставляет право миноритарному акционеру, не согласившемуся с ценой выкупаемых акций, обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении убытков, причиненных в связи с ненадлежащим определением цены выкупаемых акций. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение шести месяцев со дня, когда миноритарий узнал о списании с его лицевого счета (счета депо) выкупаемых акций. Однако предъявление миноритарным акционером иска не является основанием для приостановления выкупа ценных бумаг или признания его недействительным (абз. 5 п. 4 ст. 84.8 Закона об акционерных обществах). Такой судебный контроль нельзя признать достаточно эффективным. Эта проблема становится еще более острой в силу ст. 7 Федерального закона от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ. Согласно указанной статье "вытеснить" миноритарных акционеров может лицо, которое на 1 июля 2006 г. являлось владельцем более чем 95% голосующих акций общества. При этом, поскольку указанный крупный пакет акций был приобретен не в результате публичного предложения о покупке ценных бумаг, выкупная цена акций будет определяться независимым оценщиком (с учетом того, что акции большинства российских эмитентов не обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг). Справедливости ради следует дополнить, что определенная оценщиком рыночная стоимость акций должна быть подтверждена саморегулируемой организацией оценщиков. Однако этот факт вряд ли может гарантировать получение миноритарными акционерами справедливого возмещения в условиях существующей в стране проблемы "заказных оценок". Предварительный судебный контроль закреплен в законодательстве Нидерландов. Согласно Art. 2:92a(1)/2:201a(1) Burgerlijk Wetboek <*> (Гражданский кодекс Нидерландов) лицо, приобретшее более 95% акций, составляющих размещенный капитал компании, вправе подать иск о принудительном выкупе оставшихся акций в Коммерческую палату, являющуюся подразделением Апелляционного суда Амстердама. Суд определяет цену выкупаемых акций, в связи с чем может назначить проведение экспертной оценки. В Германии параграфом 327b Закона об операциях с ценными бумагами от 6 сентября 1965 г. (Aktiengesetz) <**> предусмотрено, что обоснованность выкупной цены подлежит проверке несколькими аудиторами, которые назначаются судом на основании обращения преобладающего акционера. По нашему мнению, поскольку в России приобретение крупных пакетов акций зачастую сопровождается значительными злоупотреблениями и серьезными нарушениями прав акционеров в результате недобросовестного поведения как лица, стремящегося установить контроль над обществом, так и со стороны органов управления общества, вытеснение миноритариев должно осуществляться исключительно в рамках арбитражного судопроизводства. -------------------------------- <*> Текст Кодекса размещен на сайте http://www. burgerlijk-wetboek. nl. <**> См. перевод Закона на русский язык в: Торговое уложение Германии / Сост. В. Бергман. М., 2005. С. 439 - 441.

Помимо предлагаемого судебного порядка защиты прав миноритарных акционеров не надо забывать, что в отношении инвесторов существуют специальные меры защиты (имеется в виду Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"), и эти меры также распространяются на акционеров.

Выкуп акций по требованию миноритарных акционеров

Закон об акционерных обществах устанавливает обязанность преобладающего акционера в течение 35 дней с даты приобретения более 95% голосующих акций общества направить владельцам остальных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, уведомление о наличии у них права требовать выкупа принадлежащих им ценных бумаг. Направление уведомления осуществляется через общество. Общество обязано в течение 15 дней с даты получения уведомления направить его владельцам ценных бумаг вместе с рекомендациями совета директоров. С этого момента начинается отсчет шестимесячного срока, в течение которого могут быть поданы требования владельцев о выкупе принадлежащих им ценных бумаг. Следует согласиться с мнением Д. А. Архипова, что право миноритарных акционеров требовать выкупа принадлежащих им акций "ни в коем случае не должно ограничиваться сроком действия, так как в противном случае мы лишаем преобладающего акционера последнего стимула соблюдать права меньшинства акционеров" <*>. Такую же точку зрения разделяет и Д. И. Степанов: "После превышения определенного порога (90%, 95% акций) речь должна идти не о разовом, а о неограниченном во времени праве миноритариев требовать выкупа их акций" <**>. В настоящее время положение мелкого инвестора можно охарактеризовать как "продаешь акции сейчас или рискуешь потерять свои инвестиции в последующем". -------------------------------- <*> Архипов Д. А. Указ. соч. С. 130. <**> Степанов Д. Указ. соч. С. 3.

В случае, если преобладающий акционер не уведомит миноритария о наличии у него права требовать выкупа ценных бумаг, Закон об акционерных обществах предусматривает возможность самостоятельного инициирования миноритарным акционером процедуры выкупа акций. Для этого миноритарием должно быть предъявлено соответствующее требование преобладающему акционеру с подтверждением предоставления реестродержателю распоряжения о передаче ценных бумаг преобладающему акционеру. Данное требование может быть предъявлено миноритарным акционером в течение одного года со дня, когда он узнал о возникновении права требовать выкупа ценных бумаг, при этом течение годичного срока в любом случае начинается не ранее истечения срока, установленного для направления преобладающим акционером уведомления миноритарным акционерам о наличии у них права требовать принудительного выкупа акций. В указанном случае согласно п. 8 ст. 84.7 Закона об акционерных обществах преобладающий акционер обязан оплатить выкупаемые акции не позднее 15 дней со дня получения требования о выкупе. Если он не осуществит платеж, то блокирование операций с ценными бумагами по лицевому счету прекращается. Вместе с тем законодатель не урегулировал дальнейшие последствия. Очевидно, что если преобладающий акционер не направил миноритариям уведомление о наличии у них права требовать выкупа ценных бумаг, то он не заинтересован оплачивать данные ценные бумаги. Соответственно, если не произойдет оплата, то акции останутся у миноритарных акционеров. Закон не содержит ответа на вопрос, могут ли в данном случае миноритарные акционеры требовать от преобладающего акционера выкупа акций в судебном порядке, или они вправе обращаться только в арбитражный суд с иском о возмещении причиненных убытков. Полагаем, что в Закон об акционерных обществах следует внести изменения, предоставляющие миноритарным акционерам право в случае неоплаты преобладающим акционером выкупаемых акций требовать от преобладающего акционера выкупа акций в судебном порядке. Таким образом, установление контроля инвестором над акционерным обществом должно осуществляться с соблюдением процедур поглощения, предусмотренных Законом об акционерных обществах. Приобретение инвестором крупного пакета акций может привести к фундаментальным корпоративным изменениям, в том числе к изменению и прекращению прав миноритарных акционеров. Реформирование акционерного законодательства и закрепление в нем возможности принудительного выкупа акций преобладающим акционером призваны обеспечить баланс законных интересов лица, получившего контроль над обществом, и миноритарных акционеров. При этом "вытесняемым" миноритариям должна быть обеспечена справедливая компенсация, такая, чтобы возвращенные средства мелкие инвесторы смогли вложить в другие объекты инвестирования. Вместе с тем полагаем, что следует повысить роль судебного контроля за осуществлением принудительного выкупа акций.

Название документа