После ввоза товаров российской организацией на таможенную территорию Таможенного союза было выявлено, что товары являются бракованными. Правомерно ли будет осуществить возврат подобных товаров в режиме реэкспорта с возвратом уплаченных ввозных таможенных пошлин, налогов? Если да, то каким условиям и требованиям должны отвечать перемещаемые товары и документы на них?
Ответ: Возврат бракованного товара российской организацией после ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза может быть осуществлен при соблюдении ряда условий с использованием таможенной процедуры реэкспорта с возвратом уплаченных ввозных таможенных пошлин, налогов.
Обоснование: Согласно ст. 296 Таможенного кодекса Таможенного союза при использовании таможенной процедуры реэкспорта товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
При этом под таможенную процедуру реэкспорта могут помещаться в том числе товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если эти товары возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке (п. 2 ст. 297 ТК ТС).
Для помещения таких товаров под таможенную процедуру реэкспорта необходимо соблюдение следующих условий:
- товары помещаются под таможенную процедуру реэкспорта в течение одного года со дня, следующего за днем выпуска для внутреннего потребления;
- товары не использовались и не ремонтировались на таможенной территории Таможенного союза, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров;
- товары могут быть идентифицированы таможенным органом.
При этом в случае заявления таможенной процедуры реэкспорта таможенному органу в соответствии со ст. 299 ТК ТС должны быть представлены документы, содержащие следующие сведения:
1) об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
2) о неисполнении условий внешнеэкономической сделки;
3) о помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
4) об использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Кроме того, в ст. 297 ТК ТС предъявляются требования о том, что товары, заявляемые к таможенной процедуре реэкспорта, должны быть идентифицированы таможенным органом.
В связи с этим документы, представляемые таможенному органу при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации, и документы, представляемые при заявлении процедуры реэкспорта, должны содержать указание на идентификационные признаки товара, позволяющие однозначно соотнести его (бракованный товар) с товаром, который ранее был помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Стоит отметить, что вывозные таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, уплате не подлежат.
Кроме того, в отношении товаров, выпущенных для внутреннего потребления и помещенных под таможенную процедуру реэкспорта по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, и фактически вывезенных с таможенной территории Таможенного союза, согласно ст. 291 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" производится возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с ч. 2 ст. 148 Федерального закона N 311-ФЗ возврат таможенных пошлин, налогов производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов.
О. Л.Курочкина
Федеральная палата адвокатов
05.07.2012