Согласно п. 2 ст. 301 НК РФ налогоплательщик вправе самостоятельно квалифицировать сделку, условия которой предусматривают поставку базисного актива, рассматривая ее как операцию с финансовым инструментом срочных сделок (далее - ФИСС) либо сделку на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения

Пунктом 3.1 ст. 301 НК РФ предусмотрено, что сделка, которая заключается не на организованном рынке и условия которой предусматривают поставку базисного актива (в том числе ценных бумаг, иностранной валюты, товара), может быть квалифицирована в качестве ФИСС при условии, что поставка базисного актива в соответствии с условиями такой сделки должна быть осуществлена не ранее третьего дня после дня ее заключения.

Организация заключает на внебиржевом рынке своп-договоры с поставкой базисного актива и датой расчетов не ранее третьего рабочего дня после даты их заключения.

В договоре указано, что сделки являются сделками своп, но нет указания на то, что договор является производным финансовым инструментом. В связи с этим организация в бухучете отражает своп-договор в качестве двух срочных сделок.

Вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль квалифицировать своп-договоры как ФИСС, руководствуясь п. 7 ст. 304 НК РФ, согласно которому полученные доходы и понесенные расходы по обязательствам (требованиям) из своп-контракта учитываются при определении налоговой базы по операциям с ФИСС?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 июля 2012 г. N 03-03-06/2/76

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения прибыли организаций по операциям, совершаемым в рамках своп-контракта, и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 301 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) финансовым инструментом срочной сделки признается договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

Перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в соответствии с указанным Федеральным законом.

В соответствии с п. 12 Положения о видах производных финансовых инструментов, утвержденного Приказом ФСФР России от 04.03.2010 N 10-13/пз-н, своп-договором (контрактом) признается договор, предусматривающий:

обязанность одной стороны передать валюту в собственность второй стороне и обязанность второй стороны принять и оплатить валюту, а также обязанность второй стороны передать валюту в собственность первой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора и обязанность первой стороны принять и оплатить валюту;

указание на то, что договор является производным финансовым инструментом;

обязанность стороны или сторон договора периодически и (или) единовременно уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цены (цен) и (или) значения (значений) базисного (базового) актива и (или) наступления обстоятельства, являющегося базисным (базовым) активом, и (или) от фиксированных в договоре цены (цен) и (или) значения базисного (базового) актива. При этом определение обязанности каждой из сторон договора уплачивать денежные суммы осуществляется в соответствии с условиями договора на основании различных базисных (базовых) активов или различных значений базисного (базового) актива (правил определения значений базисного (базового) актива).

По мнению Департамента, указание в условиях сделки на то, что сделка является сделкой своп, следует рассматривать как указание на то, что договор является производным финансовым инструментом.

Налогообложение операций, совершаемых в рамках своп-контракта, признаваемого для целей налогообложения прибыли организаций финансовым инструментом срочных сделок в соответствии со ст. 301 НК РФ и Положением о видах производных финансовых инструментов, осуществляется в соответствии со ст. ст. 301 - 305 НК РФ.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

05.07.2012