Организация нанимает по трудовому договору работника - гражданина Беларуси на должность представителя, который постоянно будет находиться и выполнять свои трудовые функции в Беларуси. Какие специальные разрешения необходимо получить работодателю? Какие организации и государственные органы необходимо уведомить?

Ответ: Оформлять разрешение на работу работник, являющийся гражданином Беларуси, не должен. Работодатель также освобождается от обязанности подавать сведения в территориальный орган Федеральной миграционной службы и соответствующий орган власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

В случае если работник не приезжает на территорию Российской Федерации на срок более 30 дней, на его работодателя также не распространяется порядок уведомления о прибытии и убытии работника в территориальный орган ФМС России, установленный Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ). Каких-либо иных разрешений, которые необходимо было бы получить в данной ситуации, или уведомлений в иные государственные органы в действующем законодательстве не предусмотрено.

Обоснование: При трудоустройстве в российские организации граждане Беларуси приравниваются к гражданам России. Из ст. 7 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 25.12.1998 "О равных правах граждан" следует, что гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации обеспечиваются равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территории Республики Беларусь и Российской Федерации. В п. 1 Решения Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Таким образом, получать разрешение на работу в соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) данный работник не должен. А работодатель освобождается от обязанности подавать сведения в территориальный отдел Федеральной миграционной службы и орган, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, как он обязан сообщать в отношении всех остальных граждан стран СНГ, въезжающих на территорию РФ в безвизовом режиме, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Вышеприведенная норма п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ, как в ней указано, распространяется только на лиц, имеющих разрешение на работу, следовательно, на граждан Беларуси, которые такое разрешение не оформляют, - нет.

Если работник, принимаемый на должность представителя в Беларуси, является гражданином Беларуси и постоянно находится в данной стране, а все документы о приеме на работу были подписаны удаленно либо на территории Беларуси, то есть работник не пересекал границу Российской Федерации и во время работы не приезжает на территорию России, то на его работодателя также не распространяется порядок уведомления о прибытии работника в территориальный орган ФМС России, установленный ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ. В силу пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных ч. 3 и 3.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3, 3.1 и 4 названной статьи.

В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ под стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, признается лицо, у которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность (находится). Как указано в ст. 1 Закона N 109-ФЗ, его действие распространяется на отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации.

Таким образом, если работник приезжает на территорию РФ для выполнения своих трудовых функций, работодатель обязан соблюдать вышеуказанные нормы по уведомлению территориального органа ФМС России. Указанное подтверждается, в частности, Постановлениями ФАС Московского округа от 01.02.2010 N КА-А41/15488-09 по делу N А41-27348/09, ФАС Центрального округа от 27.04.2010 по делу N А62-8442/2009 и от 27.04.2010 по делу N А62-8441/2009.

Однако и в данном случае необходимо учитывать нормы международных соглашений. В силу ст. 5 Соглашения между Правительством Республики Белоруссия, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2010 N 2024-р, трудящийся-мигрант и члены его семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства. Таким образом, если работник - гражданин Беларуси приезжает на территорию Российской Федерации на срок менее 30 суток, работодатель не обязан уведомлять территориальный орган ФМС России о прибытии и убытии работника. Аналогичная норма указана и в ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства".

Каких-либо иных разрешений, которые необходимо было бы получить в данной ситуации, или уведомлений в государственные органы в связи с поступлением на работу именно гражданина Беларуси в действующем законодательстве не предусмотрено.

Е. А.Гусева

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

04.07.2012