Общественное объединение экологов является автором лучшей региональной программы по охране водоемов и победителем регионального конкурса. Данному объединению выделяются безвозмездные субсидии на реализацию мероприятий указанной программы. Программа разработана в рамках уставной деятельности, поскольку в соответствии с учредительными документами общественное объединение экологов осуществляет деятельность по охране окружающей среды

Учитываются ли при исчислении налога на прибыль субсидии, предоставленные общественному объединению экологов из регионального бюджета на реализацию программы - победителя конкурса, в составе налогооблагаемых доходов?

Ответ: При ведении раздельного учета безвозмездные субсидии, полученные общественным объединением экологов из регионального бюджета на реализацию мероприятий в рамках программы по охране водоемов, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пп. 3 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ при наличии подтверждающих расходы документов, предусмотренных ст. 252 НК РФ.

Обоснование: Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон "О некоммерческих организациях") определено, что некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных объединений.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

При этом социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Законом "О некоммерческих организациях" формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, поименованные в ст. 31.1 Закона "О некоммерческих организациях" (п. 2.1 ст. 2).

Подпункт 4 п. 1 ст. 31.1 Закона "О некоммерческих организациях" относит к социально ориентированным некоммерческим организациям такие некоммерческие организации, которые в соответствии с их учредительными документами осуществляют, в частности, деятельность по охране окружающей среды и защите животных.

Указанные некоммерческие организации наделены правами и обязанностями, предусмотренными положениями ст. 12 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).

В частности, п. 1 ст. 12 Закона N 7-ФЗ позволяет общественным и иным некоммерческим объединениям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды, разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды.

Таким образом, региональная программа по охране водоемов, о которой идет речь в вопросе, разработана общественным объединением экологов в соответствии с законодательно установленными правами.

Согласно п. 1 ст. 31.1 Закона "О некоммерческих организациях" органы государственной власти и органы местного самоуправления, в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями, могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, в частности, при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами деятельности по охране окружающей среды.

Также п. 1 ст. 13 Закона N 7-ФЗ возложена обязанность на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностных лиц по оказанию содействия общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

Приведенные положения позволяют в данном случае региональному органу государственной власти в качестве поддержки уставной деятельности общественного объединения экологов выделить субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию разработанной объединением программы по охране водоемов, получившей статус победителя регионального конкурса.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ к таким целевым поступлениям относятся средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

Как разъясняет Минфин России (Письмо от 22.02.2012 N 03-03-06/4/11), целевой характер подобных выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществить их расходование в соответствии с определенными целями.

Учитывая изложенное, поскольку в данном случае субсидии предоставлены некоммерческой организации безвозмездно на осуществление уставной деятельности, при ведении раздельного учета указанные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ при наличии подтверждающих расходы документов, предусмотренных ст. 252 НК РФ.

О. А.Королева

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

04.07.2012