Вправе ли налогоплательщик учесть в расходах при исчислении ЕСХН сверхнормативные платежи за негативное воздействие на окружающую среду?
Ответ: Сверхнормативные платежи за негативное воздействие на окружающую среду в расходах при исчислении ЕСХН не учитываются.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно п. 2.2 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды России от 26.01.1993 (далее - Указания), плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации, которая возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулирование снижения или поддержание выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.
Пунктом 4.2 Указаний предусмотрено, что размер платежей природопользователей определяется как сумма платежей за загрязнение:
- в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
- в пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов);
- за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды (при загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя плата взимается как за сверхлимитное загрязнение до разработки соответствующих инструкций).
Расчет платежей за загрязнение производится в соответствии с п. п. 3 - 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка предусмотрены два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
При этом плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (п. 5 Порядка).
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная (п. 6 Порядка).
Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя (п. 7 Порядка).
В соответствии со ст. 346.4 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения единым сельскохозяйственным налогом признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Порядок определения и признания доходов и расходов установлен ст. 346.5 НК РФ, согласно которой расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 3 ст. 346.5 НК РФ).
При определении объекта налогообложения плательщики ЕСХН уменьшают полученные ими доходы, в том числе на материальные расходы (пп. 5 п. 2 ст. 346.5 НК РФ), к которым отнесены в том числе платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду и иные аналогичные расходы (абз. 2 п. 3 ст. 346.5, пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). Одновременно п. 4 ст. 270 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Согласно разъяснениям, изложенным в Письме Минфина России от 17.12.2007 N 03-11-04/1/32, налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, при определении объекта налогообложения могут учитывать плату за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных нормативов в составе материальных расходов.
Арбитражные суды придерживаются той же точки зрения по рассматриваемому вопросу (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 11.10.2013 по делу N А32-34413/2012, от 10.10.2013 по делу N А32-37132/2012).
Таким образом, сверхнормативные платежи за негативное воздействие на окружающую среду в расходах при исчислении ЕСХН не учитываются.
М. И.Дедусова
ООО "Юридическая компания
"Налоговая помощь"
17.04.2014