Организация является исполнителем (подрядчиком) по государственному контракту, заключенному с получателем бюджетных средств. Вправе ли она уступить право требования оплаты выполненных по государственному контракту работ третьему лицу?

Ответ: В российском законодательстве отсутствуют нормы, запрещающие производить уступку требования в данном случае, следовательно, организация вправе уступить третьему лицу право требования оплаты выполненных работ по государственному контракту, заключенному с получателем бюджетных средств. Однако, учитывая противоположную позицию Минфина России по данному вопросу, указанный вывод организации, очевидно, придется отстаивать в суде.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 382 Гражданского кодекса РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступке требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

Согласно ч. 6.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика).

Минэкономразвития России в Письме от 29.12.2009 N Д22-1715 отражено, что законодательством в сфере размещения заказов установлены нормы, запрещающие переуступку прав и обязанностей участников размещения заказов по заключенным государственным и муниципальным контрактам.

Однако в части возможности передачи поставщиками (исполнителями, подрядчиками) права (требования) оплаты поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по государственным контрактам согласно указанному Письму закон не препятствует заключению поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров уступки права (требования) оплаты поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по государственным контрактам и произведению государственными заказчиками оплаты третьим лицам на основании договоров уступки права (требования).

В Постановлении ФАС Московского округа от 24.05.2010 N КА-А40/5121-10 по делу N А40-31339/09-72-173 установлено, что уступка права требования оплаты по государственному контракту не привела к нарушению ч. 6.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, следовательно, является правомерной.

Однако Минфин России придерживается иной позиции. В Письме указанного ведомства от 29.05.2012 N 02-11-05/1904 отражено, что вопросы оплаты товаров, работ, услуг по государственным (муниципальным) контрактам являются исполнением бюджета по расходам. Частью 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов в том числе основывается на положениях Бюджетного кодекса РФ. Согласно положениям ст. ст. 28 и 38 БК РФ одними из принципов бюджетной системы Российской Федерации являются адресность и целевой характер бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Перечисление денежных средств заказчиком возможно только стороне (исполнителю) государственного (муниципального) контракта с соблюдением требований Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н. Таким образом, перечисление денежных средств заказчиком возможно только исполнителю государственного (муниципального) контракта. Учитывая вышеизложенное, уступка или передача права требования по государственным (муниципальным) контрактам третьим лицам не допускается.

По нашему мнению, так как в российском законодательстве отсутствуют нормы, запрещающие производить уступку требования в данном случае, организация вправе уступить право требования оплаты выполненных по государственному контракту работ третьему лицу. Однако, учитывая противоположную позицию Минфина России по данному вопросу, указанный вывод организации, очевидно, придется отстаивать в суде.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

02.07.2012