Вправе ли орган местного самоуправления передать здание, находящееся в муниципальной собственности и закрепленное на праве оперативного управления, в безвозмездное пользование религиозной организации без проведения торгов, притом что здание имуществом религиозного назначения не является, а религиозная организация в том числе осуществляет предпринимательскую деятельность?

Ответ: Орган местного самоуправления в рассматриваемом случае вправе передать здание в безвозмездное пользование религиозной организации без проведения торгов только в случае фактического осуществления религиозной организацией деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ). При этом организация должна доказать факт осуществления такой деятельности.

Обоснование: В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений), при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ в порядке, предусмотренном ч. 1 указанной статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона N 7-ФЗ религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон N 125-ФЗ) религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

В соответствии со ст. 23 Закона N 125-ФЗ религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 22 Закона N 125-ФЗ религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона N 135-ФЗ под хозяйствующим субъектом, на которого распространяются положения указанного Закона, понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Согласно п. 1 Разъяснений ФАС России от 05.06.2012 "Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, должно осуществляться в порядке, установленном ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ. При этом исключения, установленные ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, распространяются на заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества, указанного в ч. 3 ст. 17.1 указанного Закона.

В соответствии с Письмом Минэкономразвития России от 20.10.2011 N Д08-4220 возможность заключения договора аренды федерального имущества без проведения конкурса или аукциона с некоммерческой организацией существует только при условии фактического осуществления организацией в соответствии с учредительными документами указанной деятельности. При этом, по мнению Минэкономразвития России, бремя доказывания соответствия некоммерческой организации требованиям, предъявляемым пп. 4 п. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, возлагается на организацию. Учитывая изложенное, орган местного самоуправления в рассматриваемом случае вправе передать здание в безвозмездное пользование религиозной организации без проведения торгов только в случае фактического осуществления ею деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ. При этом религиозная организация должна доказать факт осуществления такой деятельности.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

02.07.2012