Правомерно ли требование индивидуального предпринимателя - победителя аукциона по продаже муниципального имущества к организатору торгов - органу местного самоуправления о возврате ему суммы задатка, если он отказался от заключения договора купли-продажи муниципального имущества, сославшись на то, что утратил интерес к указанному имуществу ввиду направления ему организатором торгов проекта договора с нарушением (пропуском) пятнадцатидневного срока, установленного на заключение договора? Если неправомерно, в какой бюджет должна поступить сумма задатка в таком случае?

Ответ: При уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается и он утрачивает право на заключение указанного договора. Так как право предпринимателя отказаться от заключения договора купли-продажи муниципального имущества ввиду утраты интереса к нему законодательством не предусмотрено, его требование к организатору торгов - органу местного самоуправления о возврате ему суммы задатка неправомерно. При этом направление победителю торгов проекта договора за пределами установленного срока не имеет правового значения. Задаток подлежит зачислению в бюджет муниципального образования - по нормативу 100 процентов.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 380 Гражданского кодекса РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.

Согласно п. 2 ст. 381 ГК РФ за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны.

На основании п. 6 ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) для участия в аукционе претендент вносит задаток в размере 10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества.

В соответствии с п. 14 указанной статьи в течение пятнадцати рабочих дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи.

Согласно п. 12 ст. 18 Закона N 178-ФЗ при уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается и он утрачивает право на заключение указанного договора.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 01.02.2010 по делу N А14-4785-2009/96/5 установлено, что лицо, заявляя о желании участвовать в аукционе, тем самым подтверждает заинтересованность, выражает свою волю на заключение договора по результатам аукциона и, действуя разумно и добросовестно, должно принять все меры для заключения договора купли-продажи. Соответственно, направление победителю торгов проекта договора за пределами установленного срока не имеет правового значения.

Учитывая изложенное, так как право предпринимателя отказаться от заключения договора купли-продажи муниципального имущества ввиду утраты интереса к нему законодательством не предусмотрено, его требование к организатору торгов - органу местного самоуправления о возврате ему суммы задатка неправомерно.

Согласно Письму Минфина России от 06.10.2011 N 02-04-10/4454 положения ст. ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ во взаимодействии со ст. ст. 41 и 42 БК РФ устанавливают, что доходы от использования имущества, продажи имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, являются неналоговыми доходами соответственно федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета с установленным нормативом зачисления - 100 процентов в соответствующий бюджет. Таким образом, задаток победителя конкурсов, аукционов, специализированных аукционов по продаже муниципального имущества подлежит зачислению в бюджет муниципального образования по нормативу 100 процентов.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

02.07.2012