Организация выполняет функции заказчика и осуществляет работы по строительству объекта с привлечением подрядных организаций без выполнения строительно-монтажных работ собственными силами
До ввода объекта в эксплуатацию и передачи объекта на баланс инвестора подрядная организация выполняет работы по благоустройству территории объекта:
- валку деревьев;
- устройство дорожного покрытия;
- устройство дождеприемных колодцев для дождевой канализации;
- подготовку почвы для газонов и посев газонов.
Увеличивает ли первоначальную стоимость объекта в целях исчисления налога на прибыль благоустройство территории или необходимо занести благоустройство как отдельный объект?
Какие самостоятельные позиции должны быть в сводном счете-фактуре в целях исчисления НДС?
Ответ: Вопрос об учете заказчиком расходов на создание объектов благоустройства территории в целях налога на прибыль является спорным. По нашему мнению, расходы по благоустройству территории, если их экономическая обоснованность неоспорима, должны формировать стоимость строящегося объекта. По мнению Минфина России, расходы формируют первоначальную стоимость объектов внешнего благоустройства, которые являются самостоятельным амортизируемым имуществом, не подлежащим амортизации.
По нашему мнению, в сводном счете-фактуре для инвестора надо расписывать позиции по СМР и товару (работам, услугам) по подрядчикам и поставщикам.
Обоснование: Определение понятия "благоустройство территории" отсутствует в действующем законодательстве, в связи с чем необходимо руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства. Так, под расходами в объекты внешнего благоустройства на практике понимаются расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации.
По мнению аудитора, затраты по благоустройству включаются в первоначальную стоимость строящегося объекта как единого инвестиционного объекта по следующим причинам:
во-первых, выполнение работ по благоустройству было предусмотрено инвестиционным договором и сметой к нему;
во-вторых, данные работы необходимы как условие для приемки объекта основных фондов, построенного в рамках инвестиционного проекта в эксплуатацию;
в-третьих, стоимость названных работ включена (будет включена) приемочной комиссией в состав стоимости инвестиционного объекта.
Если расходы по благоустройству территории производились во время строительства объекта, то они как расходы капитального характера должны включаться в первоначальную стоимость объекта строительства (п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ).
В то же время, по мнению Минфина России (Письмо от 30.01.2008 N 03-03-06/1/63), расходы на создание объектов внешнего благоустройства не должны учитываться в составе первоначальной стоимости объекта основных средств. Такие расходы формируют первоначальную стоимость объектов внешнего благоустройства, которые являются самостоятельным амортизируемым имуществом, не подлежащим амортизации согласно пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ.
Таким образом, вопрос об отнесении расходов на создание объектов благоустройства является спорным. Обществу следует самостоятельно принять решение по данному вопросу.
В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). В связи с этим не позднее пяти дней после передачи в установленном порядке на баланс инвестора объекта, законченного капитальным строительством, организация, выполняющая функции заказчика, выставляет инвестору счет-фактуру по соответствующему объекту.
Счет-фактура составляется в двух экземплярах на основании счетов-фактур, ранее полученных заказчиком от подрядных организаций по выполненным строительно-монтажным работам и поставщиков товаров (работ, услуг).
При этом желательно в целях исключения налоговых споров по вычету НДС у инвестора в данном счете-фактуре строительно-монтажные работы и товары (работы, услуги) выделить в самостоятельные позиции по каждому подрядчику и поставщику отдельно.
К счету-фактуре, который передается инвестору заказчиком, прилагаются копии счетов-фактур, полученных заказчиком от подрядных организаций и поставщиков товаров (работ, услуг), копии соответствующих первичных документов (договоров с подрядчиками и поставщиками, актов по форме N КС-2, справок по форме N КС-3 (утв. Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100), копии платежных документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога таможенным органам).
Таким образом, общество должно самостоятельно принять решение, будет ли расписывать в сводном счете-фактуре все позиции по СМР и товару (работам, услугам) по подрядчикам и поставщикам либо распишет позиции по договорам в целом.
Л. А.Иняева
ООО "Авантаж-Аудит"
Материал предоставлен при содействии
ЗАО "ТелекомПлюс"
Регионального информационного центра
Сети КонсультантПлюс
01.07.2012