Организация оказывает услуги связи (доступ к сети Интернет, IP-телефония), а также цифрового телевидения. С целью доведения до потенциальных потребителей информации о возможности воспользоваться услугами организации организация размещает на фасадах подъездов жилых домов таблички, исполненные в фирменной цветовой гамме и содержащие наименование и товарный знак организации. Таблички содержат также номер подъезда и номера расположенных в нем квартир. Может ли организация учесть расходы на производство табличек при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?

Ответ: Таблички, размещаемые организацией, оказывающей услуги связи, на подъездах жилых домов и содержащие наименование и товарный знак организации, признаются рекламой, в связи с чем расходы на производство и размещение табличек могут быть учтены в целях исчисления налога на прибыль в соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ в размере, не превышающем одного процента от выручки.

Обоснование: Как установлено нормами ст. 247 НК РФ, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Следовательно, для правомерности уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму произведенных расходов данные расходы должны быть подтверждены соответствующими документами и должны быть связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

Исходя из норм пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Таким образом, расходы, понесенные на проведение рекламы, уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Нормами п. 4 ст. 264 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, распространение рекламы подразумевает своей целью улучшение показателей экономической деятельности.

Согласно п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Из приведенного выше следует, что если указанные таблички содержат наименование и товарный знак организации, то имеется факт рекламы, ввиду чего расходы на производство и размещение табличек могут быть учтены в рамках норм пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ в размере, не превышающем одного процента от выручки.

А. Ю.Рахаев

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

30.06.2012