Государственным заказчиком размещено извещение о проведении торгов на право заключения государственного контракта. В размещенной документации заказчиком указана начальная цена контракта с указанием, что она сформирована на основании нескольких коммерческих предложений

При проведении проверки уполномоченный орган пришел к выводу, что предоставленная государственным заказчиком в документации информация о порядке формирования начальной цены контракта недостаточно обоснованна, вследствие чего государственным заказчиком нарушено законодательство о размещении заказа.

Правомерно ли решение уполномоченного органа, притом что заказчиком в документации не было указано, на основании предложений каких поставщиков была сформирована цена контракта, а также в документации отсутствовали сами коммерческие предложения и расчет начальной цены контракта?

Ответ: Учитывая положения законодательства, разъяснения ФАС России и арбитражную практику, в рассматриваемой ситуации решение уполномоченного органа правомерно, в связи с тем что указания на то, что цена контракта была сформирована на основании коммерческих предложений, без подтверждения этих сведений соответствующими документами, доступными заинтересованным лицам, или расчетами заказчика не могут быть признаны добросовестным исполнением требований законодательства о размещении заказов в части обоснования цены контракта.

Обоснование: Порядок размещения заказов для государственных и муниципальных нужд регламентирован Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков согласно ст. 5 Закона N 94-ФЗ понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Законом N 94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков.

Размещение заказа осуществляется в том числе путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ).

В соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ конкурсная, аукционная документация должна содержать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), а также ее обоснование в соответствии с положениями ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ (ст. ст. 22 и 41.6 Закона N 94-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации.

Кроме того, в документации (конкурсной, аукционной) указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети Интернет или иного указания (ч. 2 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ).

Добросовестным исполнением требований ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ согласно ч. 3 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ признается размещение на официальном сайте соответствующей документации, в которой указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная ч. 2 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ информация.

Таким образом, согласно приведенным положениям в документации, размещаемой вместе с извещением о проведении торгов соответствующей формы, помимо начальной (максимальной) цены контракта должно быть указано также обоснование этой цены. При этом для установления цены источником информации для заказчика могут быть данные государственной статистической отчетности, официальные сайты, общедоступные результаты изучения рынка и иные источники информации (законодатель оставил перечень источников открытым). Обоснование же должно содержать полученную заказчиком информацию, а также указание на использованные им источники информации.

Как разъяснил ФАС России в Письме от 13.02.2012 N ИА/4177 "О применении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта" (далее - Письмо N ИА/4177), указание источников информации о ценах товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом N 94-ФЗ порядка установления начальной (максимальной) цены контракта путем обращения к соответствующим источникам информации.

В Письме N ИА/4177 также указано, что, если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. При этом заказчик (уполномоченный орган) вправе не указывать в таком обосновании фирменное наименование (наименование), а также иные сведения об организациях, представивших соответствующую информацию. Полученные от поставщиков ответы должны храниться вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок.

Исходя из арбитражной практики следует:

ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 07.03.2012 N Ф03-373/2012 (далее - Постановление N Ф03-373/2012), Определением ВАС РФ от 16.04.2012 N ВАС-4161/12 оставленном без изменений, установил, что указание заказчиком начальной (максимальной) цены контракта без ее обоснования со ссылкой на наличие трех коммерческих предложений не соответствует требованиям ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ.

Кроме того, Постановлением N Ф03-373/2012 установлено, что наличие трех коммерческих предложений, из которых сформирована цена контракта по одному из них, свидетельствует не об обосновании цены контракта в том смысле, в котором законодатель придает значение положениям ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ, а о выборе уполномоченным органом наименьшей цены, предложенной определенным хозяйствующим субъектом, что не отвечает целям регулирования Закона N 94-ФЗ.

Таким образом, суд в Постановлении N Ф03-373/2012 пришел к выводу, что, поскольку конкурсная документация не содержит обоснования начальной (максимальной) цены контракта, заказчик не может быть признан добросовестным исполнителем требований ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ.

Аналогичной позиции придерживаются и нижестоящие арбитражные суды.

Так, Восьмой арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 23.11.2011 N А46-8744/2011 (далее - Постановление N А46-8744/2011) установил, что при обосновании начальной (максимальной) цены контракта источники информации о ценах должны быть общедоступны для всех заинтересованных в размещении заказов лиц и проверяемы, то есть размещены на сайте вместе с документацией.

В связи с тем что заказчиком не были размещены конкретные коммерческие предложения указанных поставщиков, а также в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта не был приведен непосредственно сам расчет указанной цены, суд в Постановлении N А46-8744/2011 пришел к выводу, что выводы уполномоченного органа о нарушении заказчиком требований ч. 2 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ являются обоснованными.

Таким образом, из анализа положений законодательства, разъяснений ФАС России и арбитражной практики следует, что в документации (конкурсной, аукционной) помимо начальной цены контракта должно содержаться ее обоснование, при этом обоснование должно содержать помимо указания на то, откуда получена информация, использованная для формирования цены контракта, сведения об источнике данной информации. Кроме того, такие сведения должны быть общедоступны для всех заинтересованных в размещении заказов лиц, что необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом N 94-ФЗ порядка установления начальной (максимальной) цены контракта.

Следовательно, так как заказчиком было указано только, что цена контракта сформирована на основании коммерческих предложений, но подтверждения этой информации представлено не было, решение уполномоченного органа, которым согласно п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, является Федеральная антимонопольная служба РФ, правомерно.

В. А.Любимова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

29.06.2012