Муниципальным заказчиком на электронной площадке в сети Интернет надлежащим образом опубликованы извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку пакетов для стерилизации, а также документация об аукционе

В соответствии с протоколом аукционной комиссии участнику отказано в допуске к участию в торгах, поскольку указанная им плотность бумаги стерилизационных пакетов является, по мнению заказчика, недостаточной.

Антимонопольный орган по жалобе участника признал заказчика нарушившим требование законодательства о размещении заказа, выразившееся в указании в документации об аукционе конкретного параметра плотности бумаги, что, по мнению антимонопольного органа, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Муниципальный заказчик считает, что позиция антимонопольного органа является необоснованной и нарушающей его права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку требование к поставке пакетов для стерилизации с плотностью бумаги 60 г/кв. м обусловлено типом используемых в больнице вакуумных паровых стерилизаторов и необходимостью соблюдения требований к стерилизации изделий медицинского назначения.

Обоснованна ли позиция муниципального заказчика?

Ответ: Позиция заказчика является правомерной, поскольку установленные требования не противоречат законодательству.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в установленном порядке.

В соответствии с ч. 1, 2, 3.1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. В случае проведения аукциона на право заключить контракт на поставку полиграфической продукции, геральдических знаков, официальных символов, знаков отличия и различия, наград, форменной одежды, жетонов и удостоверений, сувенирной продукции документация об аукционе может содержать требование о соответствии поставляемых товаров образцу или макету товара либо изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении. При этом в случае, если иное не предусмотрено документацией об аукционе, поставляемый товар должен быть новым товаром.

Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными ч. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

Из смысла приведенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик должен установить конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке.

Таким образом, действия заказчика, установившего в аукционной документации требование к плотности бумаги стерилизационных пакетов, не противоречат положениям ч. 3.1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ и не влекут за собой ограничение количества участников.

Правоприменитель также придерживается изложенной позиции (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.04.2012 N Ф03-1241/2012 по делу N А73-11436/2011).

Исходя из вышеизложенного позиция заказчика является правомерной, поскольку установленные требования не противоречат законодательству.

С. Г.Алексеева

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

29.06.2012