Договор оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике

Рассмотрены вопросы о существенных условиях указанного договора, специфике его субъектного состава, порядке заключения и ответственности сторон, а также о соотношении указанного договора с иными договорами, заключаемыми в сфере электроэнергетики.

Важнейшим технологическим элементом функционирования электроэнергетики является система оперативно-диспетчерского управления (далее - ОДУ). Необходимость организации этой системы обусловлена прежде всего особенностями электрической энергии как особого свойства материи. Система ОДУ должна обеспечивать безопасность в сфере электроэнергетики, поддерживать баланс производства и потребления электроэнергии, прогнозировать объем ее производства и потребления, сохранять резерв энергетических мощностей, предотвращать аварийные ситуации, решать иные задачи.

Система ОДУ позволяет производителям, продавцам, электросетевым компаниям и потребителям электрической энергии производить, передавать и потреблять электрическую энергию. С помощью ОДУ осуществляется планирование и ведение режимов работы электростанций, сетей и энергосистем, обеспечивается энергоснабжение потребителей, планируются и проводятся ремонтные работы, предотвращаются и устраняются технологические нарушения при производстве, передаче и распределении электрической энергии (п. 6.1.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. N 229*(1).

Правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 854*(2), предусматривают, что ОДУ в энергосистемах (Единой энергетической системе России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) осуществляется путем централизованного круглосуточного и непрерывного управления взаимосвязанными технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, образующими в совокупности электроэнергетические режимы соответствующих энергосистем.

Правовым средством регулирования отношений в сфере ОДУ согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"*(3) (далее - Закон об электроэнергетике) является договор оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. В самом общем виде некоторые условия этого договора, порядок его заключения и исполнения изложены в отдельных нормах Закона об электроэнергетике и в иных нормативных правовых актах. Причем в законодательстве об электроэнергетике отсутствуют четкие требования, определяющие существенные условия договора об оказании услуг по ОДУ.

Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными условиями договора являются условия о предмете договора, а также условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров определенного вида. Существенными условиями договора будут признаваться также те его условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Существенные условия гражданского правового договора, предусмотренные действующим законодательством, в теории гражданского права называются предписываемыми, а предложенные сторонами договора - инициативными. Наличие в соглашении сторон существенных условий гражданского правового договора, определенных в соответствующем нормативном правовом акте, свидетельствует о том, что такое соглашение является заключенным гражданским правовым договором и порождает договорные обязательства для его сторон*(4).

Наряду с существенными условиями гражданского правового договора выделяют также "обычные" и "случайные" условия*(5). Однако, как отмечает М.И. Брагинский, оснований для выделения обычных и случайных условий нет, что связано с тем, что при включении любых диспозитивных условий в договор они становятся существенными*(6). В то же время другие ученые*(7) справедливо указывают, что обычные условия не обязательно согласовываются сторонами, но могут войти в содержание договорного обязательства как предусмотренные диспозитивной нормой закона, а случайные условия, включенные в договор по настоянию одной из сторон, в любом случае становятся существенными его условиями.

Предметом договора традиционно считается объект, по поводу которого заключается договор, а также действия сторон, обеспечивающие исполнение договорного обязательства. В предмет договора также допустимо включить условия о цене, качестве, количестве товаров, предоставляемых услугах и выполняемых работах. Каждое из перечисленных условий может быть частью предмета договора, прямо или косвенно определенным в нем, либо являться отдельным существенным его условием, без которого договор будет считаться незаключенным*(8).

Прямо в Законе об электроэнергетике предмет данного договора не определен.

Вывод о том, что является предметом договора об оказании услуг по ОДУ, можно сделать, только основываясь на определении понятия "услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике". Такими услугами ст. 3 Закона признает комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы технических устройств электростанций, электрических сетей и энергопринимающего оборудования потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой, осуществляемых в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих техническим регламентам и иным обязательным требованиям. Фактически единственным существенным условием данного договора, предусмотренным на законодательном уровне, является его предмет.

Услуги, оказываемые субъектом ОДУ заказчику по договору, следует отличать от понятия "система оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике". Разграничение данных понятий имеет существенное значение для определения предмета рассматриваемого договора и определения прав и обязанностей его сторон.

Система ОДУ в электроэнергетике включает в себя комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей в пределах Единой энергетической системы России (далее - ЕЭС России) и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, осуществляемому субъектами оперативно-диспетчерского управления (п. 1 ст. 11 Закона об электроэнергетике). Главные цели работы системы ОДУ в электроэнергетике заключаются в том, чтобы обеспечить надежное и безопасное функционирование ЕЭС России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также соответствующее качество электроэнергии путем управления режимами ее потребления.

Кроме того, работа системы ОДУ в электроэнергетике должна способствовать исполнению обязательств субъектами электроэнергетики по договорам, которые заключаются на оптовом и розничных рынках электрической энергии (п. 2 ст. 11 Закона об электроэнергетике). Цели и задачи функционирования данной системы не сводятся к выполнению субъектами ОДУ обязательств по заключенным ими договорам оказания услуг по ОДУ. Такие услуги непосредственно связаны с организацией нормального функционирования не только отдельных субъектов, функционирующих в сфере электроэнергетики, но и соответствующей энергосистемы, а также самой системы ОДУ.

Анализ сложившейся практики заключения договоров оказания услуг по ОДУ позволяет прийти к выводу о том, что единственным существенным условием такого соглашения следует считать условие о предмете договора. Обычно в договоре об оказании услуг по ОДУ, который заключается между системным оператором*(9) (Открытое акционерное общество "Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы" - ОАО "СО ЦДУ") и заказчиком, предмет договора определяется как обязанность исполнителя оказывать заказчику услуги по ОДУ, направленные на обеспечение функционирования ЕЭС России. Обязанность заказчика состоит в оплате указанных услуг. Кроме того, предмет договора оказания услуг по ОДУ содержит условие об объеме оказываемых субъектом ОДУ услуг лицу, заключившему с ним такой договор. Понятие "объем оказываемых услуг" включает условия о качестве, количестве и периодичности предоставления оказываемых услуг.

В соответствии с условиями договора системный оператор осуществляет управление электроэнергетическим режимом ЕЭС России посредством выдачи диспетчерских команд и распоряжений. Диспетчерские команды и распоряжения содержат указания субъекту электроэнергетики выполнить конкретные действия или воздержаться от таких действии, связанных с управлением технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов диспетчеризации. Основное различие между диспетчерской командой и распоряжением состоит в том, что первая передается диспетчером устно по каналам связи, а второе имеет форму документа и определяет содержание, порядок и сроки выполнения команды. Кроме того, системный оператор выдает разрешения. Диспетчерское разрешение представляет собой инструкцию, данную посредством каналов связи диспетчером субъекту электроэнергетики.

Посредством команд, распоряжений и разрешений системный оператор осуществляет управление технологическими режимами работы объектов диспетчеризации, а также среднесрочное и долгосрочное прогнозирование объема производства и потребления электрической энергии.

Необходимым элементом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике является разработка суточных графиков работы электростанций и электрических сетей ЕЭС России. Согласно этим графикам регулируется частота электрического тока, обеспечиваются функционирование систем автоматического регулирования частоты электрического тока и мощности, работа противоаварийной автоматики. Этот комплекс технологических мероприятий представляет собой единую (комплексную) и неделимую услугу. Выдача оперативных диспетчерских команд, распоряжений и разрешений является способом исполнения обязательств субъекта ОДУ перед своим контрагентом.

Поскольку в действующем законодательстве недостаточно четко решен вопрос о существенных условиях рассматриваемого договора, они вырабатывались в процессе заключения договоров об оказании услуг по ОДУ. Полагаем, следует восполнить этот пробел на законодательном уровне. Целесообразно внести изменения в п. 2 ст. 16 Закона об электроэнергетике, указав, что договор оказания услуг по ОДУ будет считаться заключенным лишь в случае, если стороны пришли к согласию в части определения предмета соглашения, включающего условия об объеме и порядке оказываемых исполнителем заказчику услуг по оперативно-диспетчерскому управлению. Чтобы четко определить условия договора об объеме оказываемых исполнителем услуг, следует также внести изменения в Правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 854. В Правилах следовало бы закрепить конкретный перечень услуг, которые субъект ОДУ обязан оказывать заказчику, указать критерии определения их качества и периодичность их предоставления.

Правильная квалификация правовой природы любого договора позволяет соответствующим образом регулировать отношения, возникающие в связи с его заключением, исполнением и прекращением (расторжением). Правовая природа договора оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике обусловлена его предметом и иными существенными условиями этого договора. Он отвечает признакам консенсуального договора возмездного оказания услуг, является публичным и обязательным для заключения субъектами электроэнергетики (ст. 426, 445 ГК РФ).

Условие договора о способе исполнения своих обязанностей системным оператором или иными субъектами ОДУ, а также условия об ответственности иных субъектов электроэнергетики в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими распоряжений или команд, выданных субъектом ОДУ, отражают специфику данного договора. Диспетчерские команды и распоряжения представляют собой указания субъекту электроэнергетики осуществлять определенные действия. Услугой является выдача субъектом ОДУ команд и распоряжений. Такого рода услуга оказывается на возмездной основе системным оператором субъекту электроэнергетики, интерес которого состоит в продаже (покупке) выработанной или приобретенной электрической энергии или в ее потреблении (передаче) для осуществления нормальной и безопасной хозяйственной деятельности.

Оказываемые системным оператором услуги в первую очередь важны для получающего их лица, т.е. для конкретного субъекта электроэнергетики, заключившего договор оказания услуг по ОДУ. При этом задачи системного оператора не ограничиваются оказанием такого рода услуг. Он осуществляет управление различными режимами потребления электрической энергии в целях обеспечения надежного и безопасного функционирования единой национальной электрической сети России.

В соответствии со ст. 128 ГК РФ услуги относятся к числу объектов гражданских прав. Услуга может иметь нематериальную форму в отличие от работ, результатом выполнения которых является овеществленный объект. Оказываемую услугу нельзя отделить от личности должника из-за того, что она потребляется заказчиком услуги в процессе ее оказания. Поскольку полученные заказчиком от субъекта ОДУ команды, распоряжения и разрешения исполняются первым в процессе осуществления им хозяйственной деятельности, нет никаких препятствий для того, чтобы считать услуги, оказываемые в связи с исполнением субъектом ОДУ в электроэнергетике, услугами в гражданско-правовом значении.

Услугу, оказываемую на основании договора оказания услуг по ОДУ, нельзя отделить от личности исполнителя, поскольку она потребляется заказчиком услуги в процессе ее оказания. Полученные заказчиком от субъекта ОДУ команды, распоряжения и разрешения исполняются первым в процессе осуществления им обычной хозяйственной деятельности. Указанные разрешения, команды и распоряжения субъекта ОДУ или выдаются в устной форме, или передаются с помощью средств связи. Бремя их исполнения лежит не на субъекте ОДУ, а на заказчике. Соответственно субъект ОДУ признается исполнившим договорное обязательство в момент выдачи команды, распоряжения или разрешения, а не в момент их исполнения. Поэтому указанные действия субъекта ОДУ, совершаемые им в процессе исполнения договора оказания услуг на ОДУ, представляют собой услуги в их гражданско-правовом значении.

Учитывая изложенное, следовало бы внести изменения в Закон об электроэнергетике, указав, что к отношениям, возникающим из договора оказания услуг по ОДУ в электроэнергетике, применяются нормы ст. 779-783 ГК РФ, если иное не установлено Законом об электроэнергетике или иными законами Российской Федерации.

Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"*(10) относятся к числу естественно-монопольных видов деятельности. В связи с этим согласно п. 1 ст. 8 указанного закона субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется антимонопольное регулирование. Заключение договоров оказания услуг по ОДУ между субъектами электроэнергетики и системным оператором является обязательным для обеих сторон. Системный оператор не вправе отказать в заключении такого договора (п. 2 ст. 16 Закона об электроэнергетике).

Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 января 2006 г. N КГ-А40/13239-05*(11) отмечалось, что истец (ЗАО "МЭК-В") и ответчик (ОАО "СО-ЦДУ") обязаны были заключить договор об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, однако ответчик отказывался заключать такой договор. Поэтому истец правомерно ссылался на то, что ОАО "СО-ЦДУ" имеет статус системного оператора Единой энергетической системы России, поэтому обязан заключить такой договор с истцом.

Договор оказания услуг по ОДУ в электроэнергетике является возмездным. Поскольку деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению осуществляется в условиях естественной монополии,такое условие договора, как его цена, не может быть произвольно определена субъектом ОДУ. Согласно п. 5.3.1.5 ст. 5 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332*(12), Федеральная служба по тарифам устанавливает тарифы на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике*(13).

Особенностью договора оказания услуг по ОДУ является то, что данный договор заключается субъектами оптового рынка до заключения ими договора оказания услуг по передаче электрической энергии с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (п. 2 ст. 16 Закона об электроэнергетике). Поэтому договор оказания услуг по ОДУ следует признать организационным. Наличие заключенного договора оказания услуг по ОДУ в электроэнергетике для лица, желающего получить статус субъекта оптового рынка электрической энергии, - одно из обязательных условий для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии и последующего заключения договора присоединения к торговой системе оптового рынка электрической энергии ч. "г" и "д" п. 16 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 г. N 643*(14)).

Законодательство определяет круг лиц, которые могут выступать в качестве исполнителей в договоре оказания услуг по ОДУ, причем все они имеют особый правовой статус субъектов оперативно-диспетчерского управления. К числу таких лиц относятся: системный оператор Единой энергетической системы России, иные субъекты ОДУ, состоящие в договорных отношениях с системным оператором,субъекты ОДУ технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем. В качестве исполнителя может выступать организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы - ОАО "ФСК ЕЭС") или территориальные сетевые организации. Кроме того, договоры такого рода субъекты ОДУ заключают между собой, и они могут соответственно выступать в качестве заказчиков.

Системный оператор - ОАО "Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы" представляет собой верхний уровень системы ОДУ, и его функции определены в ст. 14 Закона об электроэнергетике. Системный оператор имеет особый правовой статус. Как предусматривает п. 3 ст. 12 Закона об электроэнергетике, доля участия Российской Федерации в уставном капитале системного оператора в период реформирования Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" не может составлять менее 52%. По завершении реформирования электроэнергетики доля Российской Федерации должна быть увеличена до 75% плюс одна голосующая акция в уставном капитале системного оператора. Системному оператору и его аффилированным лицам, группам лиц запрещается заниматься деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии (п. 4 ст. 12 Закона об электроэнергетике)*(15).

Иные субъекты ОДУ указаны в п. 1 ст. 12 Закона об электроэнергетике. Их правовой статус детализирован в Правилах оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 854. Так, управление электроэнергетическим режимом энергосистемы может осуществляться одним субъектом или несколькими субъектами ОДУ, находящимися в соподчинении, т.е. являющимися вышестоящими и нижестоящими по отношению друг к другу. Вышестоящим субъектом ОДУ является организация, зона диспетчерской ответственности которой включает зоны диспетчерской ответственности иных субъектов ОДУ, являющихся нижестоящими по отношению к данной организации и осуществляющих деятельность на основании договоров с данной организацией. Вышестоящий субъект ОДУ вправе давать нижестоящим субъектам обязательные для исполнения диспетчерские команды и распоряжения.

Территории в пределах ЕЭС России, в которых на дату вступления в силу указанных Правил оперативно-диспетчерское управление осуществлялось акционерными обществами энергетики и электрификации (их дочерними или зависимыми обществами или правопреемниками в части осуществления управления технологическими режимами работы принадлежащих иным лицам объектов электроэнергетики), в уставном капитале которых доля РАО "ЕЭС России" на эту дату составляла менее 25%, являются зонами диспетчерской ответственности соответствующих акционерных обществ энергетики и электрификации (их дочерних или зависимых обществ или правопреемников).

Перечень организаций, осуществляющих оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, их структура и зоны диспетчерской ответственности должны определяться основными положениями функционирования оптового рынка и правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством РФ. В настоящее время такой перечень не утвержден.

Следует также отметить, что вряд ли обосновано положение п. 1 ст. 12 Закона об электроэнергетике, согласно которому субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике может быть физическое лицо. Представляется, что в качестве такого субъекта может выступать только юридическое лицо или лицо, получившее в установленном порядке статус индивидуального предпринимателя. Это объясняется тем, что деятельность по оказанию услуг по ОДУ является коммерческой (предпринимательской) и преследует цель получения прибыли. Такая деятельность может осуществляться только юридическими лицами и лицами, получившими в установленном порядке статус индивидуального предпринимателя. Поэтому Правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике не рассматривают физических лиц в качестве субъектов ОДУ.

Субъектами ОДУ являются также лица, уполномоченные на осуществление ОДУ в территориальных технологически изолированных электроэнергетических энергосистемах без участия системного оператора (п. 1 ст. 16, ст. 19 Закона об электроэнергетике). Роль субъекта ОДУ в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе аналогична роли системного оператора. Однако его деятельность ограничена рамками соответствующей изолированной энергосистемы. Указанный субъект ОДУ определяет в зоне своей диспетчерской ответственности структуру диспетчерских центров, включая их уровни и соподчиненность. Перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления был утвержден постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 854.

Согласно абз. 4 п. 1 ст. 16 Закона об электроэнергетике оперативно-диспетчерское управление может также осуществляться через организацию по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью или территориальные сетевые организации в порядке, установленном уполномоченным на то Правительством РФ органом исполнительной власти. Пока еще такой порядок не определен. Однако ведется работа по созданию при ОАО "ФСК ЕЭС" и распределительных сетевых компаниях (далее - РСК) Центров управления сетями РСК. Определяется перечень диспетчерских служб магистральных электрических сетей и центров управления сетями при предприятиях магистральных электрических сетей, являющихся филиалами ОАО "ФСК ЕЭС" для выполнения операционных и неоперационных функций. Кроме того, в 2004 г. между ОАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "СО - ЦДУ" было заключено соглашение о взаимодействии системного оператора и организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью при выполнении ими своих функций. Соглашение, в частности, устанавливает порядок оперативно-диспетчерских взаимоотношений между оперативно-диспетчерским персоналом ОАО "ФСК ЕЭС" и его филиалов и системным оператором и его филиалами в процессе передачи электроэнергии по единой национальной электрической сети от производителей к потребителям в условиях функционирования рынков электроэнергии с соблюдением установленных параметров надежности функционирования ЕЭС России и качества электроэнергии. Однако, поскольку до сих пор не утвержден порядок осуществления оперативно-диспетчерского управления ОАО "ФСК ЕЭС" и в связи с отсутствием технической возможности осуществления оперативно-диспетчерского управления ОАО "ФСК ЕЭС", положения данного соглашения пока нельзя реализовать.

Договор оказания услуг по ОДУ заключается между системным оператором или субъектом ОДУ в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и субъектами электроэнергетики. Заказчиками в данном договоре могут выступать субъекты оптового и розничных рынков в части обеспечения выполнения правил оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков, а также производители и потребители электрической энергии в части обеспечения требований технических регламентов в отношении качества и безопасности энергоснабжения (п. 1 ст. 16 Закона об электроэнергетике).

Согласно п. 6 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530*(16), для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения на гарантирующего поставщика возлагается обязанность урегулировать в порядке, установленном законодательством, вопросы, связанные с оперативно-диспетчерским управлением в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых этим гарантирующим поставщиком покупателей электрической энергии. Покупатель электрической энергии может также самостоятельно урегулировать отношения по оперативно-диспетчерскому управлению с системным оператором в отношении его точек поставки электрической энергии (п. 7 Правил).

Правила недискриминационного доступа к услугам оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861*(17), определяют порядок заключения договора оказания услуг по ОДУ Заявитель направляет системному оператору заявку в письменной форме о предоставлении доступа к услугам, которая должна содержать сведения о реквизитах потребителя услуг, точках присоединения к сетям сетевой организации, сроках начала оказания услуг и проект договора. Системный оператор в течение 30 дней с даты получения заявки обязан ее рассмотреть и принять решение о предоставлении доступа к услугам либо отказе в нем.

Согласно п. 6 указанных Правил рассматриваемые услуги оказываются на основании не только двустороннего договора оказания услуг по ОДУ, но и договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии. Закон об электроэнергетике прямо не предусматривает возможности оказания услуг по ОДУ в рамках договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии. Однако согласно п. 35 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 г. N 643*(18), договор о присоединении к оптовому рынку электрической энергии должен предусматривать процедуру изменения технологических режимов работы объектов электроэнергетики. Это означает, что договор о присоединении должен определять организационные условия осуществления ОДУ.

На практике применяется стандартная форма договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, утвержденная решением наблюдательного совета НП "АТС" (Некоммерческого партнерства "Администратор торговой системы") от 14 июля 2006 г. В соответствии с указанной стандартной формой этот договор не регулирует непосредственно отношения по ОДУ, но в нем определяются: принципы управления режимами объектов генерации и потребления с регулируемой нагрузкой; действия, которые должен предпринимать системный оператор для осуществления ОДУ режимами указанных объектов; права и обязанности системного оператора в аварийных ситуациях; порядок представления системным оператором информации о результатах ОДУ режимами; и др.

Действует также Регламент оперативного диспетчерского управления электроэнергетическим режимом объектов управления ЕЭС России, утвержденный 21 октября 2005 г. наблюдательным советом НП "АТС" (с изменениями от 28 декабря 2005 г.). Регламент является приложением N 9 к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка. Действие Регламента распространяется на администратора торговой системы оптового рынка электрической энергии (НП "АТС"), системного оператора и организацию по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ОАО "ФСК ЕЭС"). Таким образом, договор о присоединении к торговой системе оптового рынка регулирует отношения по ОДУ.

Учитывая изложенное, целесообразно внести изменения в п. 1 ст. 16 Закона об электроэнергетике, указав, что отношения по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике регулируются договором об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, а для субъектов оптового рынка электрической энергии - также договором о присоединении к оптовому рынку электрической энергии, определяющим основные требования к осуществлению оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике для системного оператора, администратора торговой системы оптового рынка электрической энергии и организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

В законодательстве об электроэнергетике не совсем четко урегулированы вопросы ответственности за нарушение условий договора оказания услуг по ОДУ. В статье 13 Закона об электроэнергетике закреплен принцип ответственности субъектов ОДУ и их должностных лиц перед субъектами оптового и розничных рынков за результаты действий, осуществляемых с нарушением законодательства Российской Федерации, порядка ОДУ в электроэнергетике и правил оптового рынка. В то же время п. 2 ст. 16 указанного закона предусматривает, что субъекты электроэнергетики несут ответственность за нарушение установленного порядка исполнения оперативно-диспетчерских команд и распоряжений субъектов ОДУ в соответствии с законодательством. Поскольку отношения, связанные с оказанием услуг по ОДУ, возникают в связи с заключением и последующим неисполнением субъектами ОДУ и субъектами электроэнергетики договора оказания услуг по ОДУ, порядок и размер ответственности должны определяться в первую очередь гражданским законодательством.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона об электроэнергетике субъекты ОДУ несут ограниченную ответственность за действия (бездействие), повлекшие за собой неблагоприятные последствия для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии. В пункте 2 ст. 18 Закона об электроэнергетике определено, что за убытки, причиненные субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, субъекты ОДУ, действовавшие в пределах своих полномочий, не несут ответственности. Далее в той же статье сказано, что убытки, причиненные субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии действиями (бездействием) субъектов ОДУ, действовавших в пределах своих полномочий, возмещаются согласно договорам, заключаемым в соответствии с основными положениями функционирования оптового рынка, правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков.

Возникает вопрос: должны или не должны субъекты ОДУ нести ответственность за действия (бездействие), повлекшие неблагоприятные последствия для субъектов электроэнергетики? Полагаем, что указанное противоречие Закона об электроэнергетике должно быть разрешено законодателем в пользу установления ограниченной ответственности субъектов ОДУ, действовавших в пределах своих полномочий, перед субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии. При этом правила возмещения убытков должны устанавливаться договорами, заключаемыми в соответствии с основными положениями функционирования оптового рынка, правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков.

Однозначного ответа на вопрос о том, какими договорами могут устанавливаться пределы ответственности субъектов ОДУ и порядок возмещения убытков, действующее законодательство об электроэнергетике не содержит. Поскольку отношения субъектов электроэнергетики и субъектов ОДУ регулируются на основе договора об оказании услуг по ОДУ, можно предположить, что иными договорами пределы ответственности субъекта ОДУ управления определены быть не могут. При этом в заключаемых на практике договорах оказания услуг по ОДУ между системным оператором и субъектами электроэнергетики пределы ответственности системного оператора не определяются. Полагаем, что единственным правовым основанием ограничения ответственности субъектов ОДУ может быть соглашение между субъектом ОДУ и субъектом электроэнергетики об ограничении ответственности первого. Причем отношения сторон на случай умышленного нарушения одной из них договорного обязательства могут быть урегулированы лишь после его нарушения, так как заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно (п. 4 ст. 401 ГК РФ).

Что касается убытков, причиненных субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии действиями (бездействием) субъектов ОДУ, действовавших с превышением своих полномочий, то они возмещаются в соответствии с нормами гражданского законодательства в порядке, предусматривающем возмещение как реального ущерба, так и упущенной выгоды. Возмещение убытков возможно в случае, если в судебном порядке будет доказано, что указанные действия (бездействие) были совершены умышленно или по грубой неосторожности (абз. 2 п. 2 ст. 18 Закона об электроэнергетике).

Е.О. Крассов

"Законодательство", N 10, октябрь 2007 г.