Налоговый орган в ходе проведения выездной налоговой проверки произвел выемку документов. Однако в нарушение п. 7 ст. 94 Налогового кодекса РФ протокол выемки не содержал детальной описи, наименований и индивидуальных признаков изымаемых документов

Являются ли данные нарушения основанием для признания выемки незаконной, решения, принятого на основании данных документов, недействительным?

Ответ: По нашему мнению, отсутствие в протоколе выемки детальной описи, наименования и индивидуальных признаков изымаемых документов является основанием для признания выемки незаконной, решения, принятого на основании данных документов, недействительным, поскольку налоговым органом грубо нарушены положения п. 7 ст. 94 Налогового кодекса РФ. Указанный вывод подтверждается сложившейся арбитражной практикой.

Обоснование: Согласно пп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

В соответствии с п. 14 ст. 89 НК РФ при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 94 НК РФ выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки.

О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных ст. ст. 99 и 94 НК РФ (п. 6 ст. 94 НК РФ).

На основании п. 7 ст. 94 НК РФ изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 25.04.2011 N Ф09-2131/11-С3 по делу N А76-17130/2010-39-453 указал, что при отсутствии в протоколе выемки перечня изъятых документов с точным указанием наименования, количества, нумерации сшивок постановление инспекции правомерно признано недействительным, действия должностных лиц налогового органа, связанные с выемкой документов и основанные на незаконном постановлении, незаконными.

Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2009 по делу N А70-8990/2008, от 13.10.2009 по делу N А45-10516/2008, ФАС Северо-Западного округа от 27.06.2008 по делу N А56-49087/2006, ФАС Поволжского округа от 02.08.2010 по делу N А72-16467/2009.

Таким образом, отсутствие в протоколе выемки детальной описи, наименований и индивидуальных признаков изымаемых документов является основанием для признания выемки незаконной, решения, принятого на основании данных документов, недействительным, поскольку налоговым органом грубо нарушены положения п. 7 ст. 94 НК РФ.

П. Н.Зюков

Юридическая компания "Юново"

28.06.2012