Организация является малым предприятием, численность работников - 10 человек. Аттестация рабочих мест ранее не проводилась. Рабочие места оборудованы компьютерами и оргтехникой. Обязательно ли проводить аттестацию рабочих мест в 2014 г. и нужно ли отражать ее проведение в отчете по форме-4 ФСС за I квартал 2014 г.? Что грозит организации в случае непроведения аттестации в 2014 г.?

Ответ: Рабочие места, оборудованные компьютерами и оргтехникой, подлежат с 1 января 2014 г. специальной оценке условий труда.

Специальную оценку условий труда в 2014 г. необходимо проводить.

Проведенную специальную оценку условий труда необходимо отразить в отчете по форме-4 ФСС за I квартал 2014 г.

В случае непроведения специальной оценки условий труда в 2014 г. работодателя могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обоснование: С января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон "О специальной оценке условий труда").

Статьей 3 Закона "О специальной оценке условий труда" устанавливается, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

В связи с изложенными выше установлениями Закона "О специальной оценке условий труда" рабочие места, оборудованные компьютерами и оргтехникой, подлежат специальной оценке условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Законом "О специальной оценке условий труда".

Пунктом 4 ст. 27 Закона "О специальной оценке условий труда" определено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона "О специальной оценке условий труда". При этом для целей, определенных ст. 7 Закона "О специальной оценке условий труда", используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Вопросом же определено, что аттестация рабочих мест не проводилась.

В связи с этим согласно Закону "О специальной оценке условий труда" необходимо проводить в 2014 г. специальную оценку условий труда.

Обязанность работодателя по представлению специальной оценки условий труда определена пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которым определено, что страховщик обо всех известных обстоятельствах, имеющих значение при определении страховщикам в установленном порядке надбавок и скидок к страховому тарифу, в том числе сведения о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников, подлежащих указанным осмотрам, а также пп. 4 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", который также обязывает страхователя вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме.

Приказом Минтруда России от 19.03.2013 N 107н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и порядка ее заполнения" в редакции Приказа Минтруда России от 11.02.2014 N 94н утверждена форма-4 ФСС, где таблицей 10 определены необходимые сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года, а Приложением N 1 определено, что форма-4 ФСС представляется не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации.

Обязанность по представлению таких сведений наступила в связи с вступлением в действие ч. 1 ст. 28 Закона "О специальной оценке условий труда", который определяет, что настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г.

В случае непроведения специальной оценки условий труда в 2014 г. работодателя могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

В. Д.Пучеглазов

Федеральная служба

по труду и занятости

17.04.2014