Об отсутствии оснований для учета товариществами собственников жилья и жилищно-строительными кооперативами вступительных взносов, членских взносов, паевых взносов, пожертвований и отчислений на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, а также об учете доходов в виде суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги и в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, при исчислении налога на прибыль

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 июня 2012 г. N 03-03-07/29

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросам налогообложения доходов, получаемых товариществами собственников жилья и жилищно-строительными кооперативами, и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 247 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которая определяется российскими организациями как разница между полученными доходами и величиной произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 Кодекса.

Доходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, определяются в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Кодекса. Доходы, указанные в ст. 251 Кодекса, в целях налогообложения прибыли не учитываются.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Таким образом, ТСЖ (ЖСК), являющееся налогоплательщиком налога на прибыль организаций, при определении налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.

Что касается других платежей, поступающих ТСЖ (ЖСК), то с учетом положений ст. ст. 249 и 250 Кодекса суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Вместе с тем данные платежи (например, плата за горячую и холодную воду, вывоз мусора и т. п.) одновременно с отражением их в доходной части ТСЖ (ЖСК) принимаются к уменьшению доходов в составе расходов в части, подлежащей перечислению соответствующим организациям, оказывающим эти услуги.

Доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, на основании п. 6 ст. 250 Кодекса учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов.

Превышение величины доходов над расходами, которые учитываются в целях налогообложения, является объектом налогообложения налогом на прибыль организаций в соответствии со ст. 247 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование не являются налогами или сборами и положениями Кодекса не регулируются. По вопросам их исчисления и уплаты следует обращаться в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

26.06.2012