Правомерно ли в локальном нормативном акте организации, не относящейся к бюджетной сфере и расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, прописать, что работодатель не предусматривает компенсацию работникам на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно?

Если неправомерно, то:

- каким должен быть минимальный размер вышеуказанной компенсации;

- можно ли ограничиться предоставлением вышеуказанной компенсации только работнику и не распространять ее на неработающих членов его семьи?

Ответ: Положение локального нормативного акта организации, не относящейся к бюджетной сфере и расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о том, что работодатель не предусматривает компенсацию работникам на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, неправомерно.

Минимальный размер компенсации не регламентирован законодательством. Работодатель обязан сам определить условия компенсационных выплат исходя из разумных соображений.

По нашему мнению, члены семьи работника, находящиеся на его иждивении, обладают таким же правом на компенсационные выплаты, как аналогичная категория в бюджетных организациях.

Обоснование: В соответствии со ст. 325 Трудового кодекса РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Организации, финансируемые из федерального бюджета, оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работника организации, финансируемой из федерального бюджета, и членов его семьи производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании представленных билетов или других документов.

Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством Российской Федерации.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 09.02.2012 N 2-П (далее - Постановление) указал, что коммерческие организации, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обязаны установить в коллективных или трудовых договорах либо в локальных нормативных актах размер, условия и порядок выплаты компенсации стоимости проезда работников в отпуск и обратно на территории РФ один раз в два года (ч. 8 ст. 325 ТК РФ; п. 6 мотивировочной части Постановления). Причем компенсация должна быть такой, чтобы обеспечивать работникам возможность выехать на период отпуска за пределы районов Крайнего Севера (п. 1 резолютивной части Постановления).

В настоящее время размер и порядок выплаты такой компенсации законодательно определены только для "северян", работающих в бюджетных организациях.

Конституционный Суд РФ указал, что работник коммерческой организации не может быть лишен права на компенсацию, поскольку гарантия должна распространяться на всех работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 4 мотивировочной части Постановления).

Согласно п. 6 мотивировочной части Постановления нормативное положение ч. 8 ст. 325 ТК РФ, рассматриваемое в системе действующего правового регулирования, предполагает обязанность работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсировать работающим у них лицам расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и вместе с тем позволяет установить размер, условия и порядок данной компенсации на основе баланса интересов сторон трудового договора с учетом ее целевого назначения (максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны), а также принимая во внимание реальные экономические возможности работодателя, которые, однако, не могут служить основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного занижения.

А. М.Резниченко

РУНА

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

25.06.2012