Особенности договора доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим

(Никитин Д. Ю.) ("Российский судья", 2006, N 10) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ГРАЖДАНИНА, ПРИЗНАННОГО БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ

Д. Ю. НИКИТИН

Никитин Д. Ю., аспирант Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов РФ.

В соответствии со ст. 43 ГК РФ имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом. Указанная норма является принципиально новой для российского гражданского законодательства, так как охрана имущественных интересов граждан, признанных безвестно отсутствующими, ранее осуществлялась с помощью института опеки. Однако опека над имуществом безвестно отсутствующего гражданина обеспечивала надлежащую охрану его имущественных интересов в прежних экономических условиях. Эффективность опеки над имуществом безвестно отсутствующего гражданина подверглась переоценке законодателем в условиях развития частной собственности. Активное участие граждан в имущественных отношениях объективно вызвало необходимость в правовых нормах, обеспечивающих охрану и защиту имущественных прав граждан от возможных правонарушений. Такими нормами, в частности, являются правила о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим. В ст. 43 и гл. 53 ГК РФ содержатся нормы о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим. ГК РФ не в полной мере регулируют соответствующие отношения как в силу недостаточности, так и вследствие противоречивости. Других нормативных актов, регулирующих данные отношения, не существует. Хотя даже в п. 3 ст. 43 ГК РФ предусмотрено принятие специального закона, определяющего иные, чем в п. п. 1 и 2 ст. 43, последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Следует отметить, что в некоторых зарубежных странах действуют специальные законы о безвестном отсутствии. Так, в ФРГ применяется Закон "О безвестном отсутствии", в котором детально урегулированы отношения, связанные с управлением имуществом безвестно отсутствующего гражданина <1>. -------------------------------- <1> См.: Гражданское уложение Германии. М.: Волтерс Клувер, 2005. § 1494.

Следует проанализировать те немногие положения о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, которые закреплены в действующем законодательстве. Доверительное управление имуществом связано с установлением на основании решения суда безвестного отсутствия гражданина. При этом под безвестным отсутствием можно понимать "совокупность исследованных и установленных судом фактов, дающих основание признать гражданина безвестно отсутствующим" <2>. Такими фактами являются, во-первых, отсутствие в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания, во-вторых, с момента, когда о гражданине были получены последние сведения, прошло не менее года <3>. Если указанные факты не будут установлены, то суд откажет в удовлетворении требования о признании гражданина безвестно отсутствующим. Так, кассационная инстанция отменила решение суда первой инстанции и направила дело на новое рассмотрение в связи с тем, что юридически значимые обстоятельства не были определены и впоследствии не были установлены <4>. -------------------------------- <2> Попова Ю. А. Признание граждан безвестно отсутствующими. М.: Юрид. лит., 1985. С. 15. <3> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) / Под ред. Н. Д. Егорова, А. П. Сергеева. М.: ТК Велби; Проспект, 2005. С. 100. <4> См.: Определение Рязанского областного суда от 8 января 2003 г. N 33-9 // СПС "КонсультантПлюс".

Доверительное управление имуществом гражданина, признанного судом безвестно отсутствующим, допускается только при необходимости в постоянном управлении имуществом. Соответственно различается имущество безвестно отсутствующего гражданина, требующее и не требующее постоянного управления. Инициаторами заключения договора доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, являются заинтересованные лица, которые при наличии вступившего в законную силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим "вправе обратиться в местную администрацию (муниципалитет) с требованием о назначении управляющего и заключении с ним договора доверительного управления имуществом" <5>. Такими заинтересованными лицами могут быть супруг, иждивенцы, кредиторы гражданина, признанного безвестно отсутствующим. -------------------------------- <5> Михеева Л. Ю. Доверительное управление имуществом в деятельности органов опеки и попечительства // Государство и право. 2002. N 4. С. 57.

Доверительными управляющими по договору доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, могут быть все лица за исключением государственных органов, органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений. В качестве доверительного управляющего может выступать также заинтересованное лицо, по заявлению которого гражданин признан судом безвестно отсутствующим (например, родственники безвестно отсутствующего, кредиторы). Определение конкретного лица как доверительного управляющего осуществляется органом опеки и попечительства, который должен учитывать возможность будущего доверительного управляющего обеспечить надлежащее доверительное управление в интересах безвестно отсутствующего и третьих лиц. С учетом того что доверительное управление имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, направлено не только на сохранение или приумножение этого имущества в интересах безвестно отсутствующего, но также и на погашение обязательств кредиторов, выдачу содержания иждивенцам отсутствующего гражданина, выгодоприобретателями по такому договору являются безвестно отсутствующий гражданин, а также третьи лица, удовлетворяющие свой имущественный интерес за счет имущества безвестно отсутствующего гражданина, находящегося в доверительном управлении. Учредителем управления имуществом безвестно отсутствующего гражданина является орган опеки и попечительства как структурное подразделение соответствующего органа местного самоуправления. При доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, законодатель не разграничивает имущество на недвижимое и ценное движимое, как при доверительном управлении имуществом подопечного. Поэтому лишь то имущество безвестно отсутствующего гражданина должно передаваться в доверительное управление, в отношении которого установлена необходимость в постоянном управлении. Если орган опеки и попечительства откажет в передаче всего или части имущества в доверительное управление, то заинтересованные лица вправе требовать установления управления над имуществом отсутствующего лица, не переданным в доверительное управление. Гражданское законодательство не использует термин "опека над имуществом" и в п. 1 ст. 32 ГК РФ закрепляет лишь опеку над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. На основе анализа п. 2 ст. 43 и ст. 37 ГК РФ можно утверждать о возможности установления не опеки, а управления над имуществом отсутствующего лица как до признания его судом безвестно отсутствующим, так и в случае отказа органом опеки и попечительства признать необходимость в постоянном управлении его имуществом. Согласно п. 2 ст. 43 ГК РФ "орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания гражданина назначить управляющего его имуществом". В соответствии со ст. 37 ГК РФ на опекуна, помимо иных обязанностей, возлагается также и обязанность по управлению имуществом подопечного. Таким образом, по мысли законодателя опека устанавливается только над лицами, но не над их имуществом. В отношении имущества подопечного допускается управление наряду с опекой. Если же нет лица, то нет и опеки, а возможно только управление имуществом отсутствующего лица. Содержание договора доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, определяется органом опеки и попечительства и доверительным управляющим с учетом общих положений гл. 53 ГК РФ о доверительном управлении имуществом, а также особенностей нормативно-правового регулирования данного договора. Основная обязанность доверительного управляющего состоит в необходимости погашать задолженности по обязательствам безвестно отсутствующего гражданина. Следует отметить, что доверительный управляющий исполняет данную обязанность только при наличии исполнительных документов. Поэтому заинтересованные лица при отсутствии исполнительных документов должны обратиться в суд за их получением. Не менее важной является обязанность доверительного управляющего охранять имущество безвестно отсутствующего гражданина, которая может быть дополнена обязанностью приумножать это имущество. Имущество, полученное в результате доверительного управления, должно поступать вновь в доверительное управление. Договор доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, прекращается вследствие явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, в случае объявления его умершим или установления факта его смерти, а также по основаниям, предусмотренным ст. 1024 ГК РФ. Анализ действующих правовых норм о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования нормативно-правового и договорного регулирования в этой сфере.

Название документа