О порядке учета доходов и расходов судовладельцев для целей налога на прибыль, связанных с содержанием, эксплуатацией и (или) реализацией судов, зарегистрированных в РМРС и используемых для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также в случае использования судов для каботажных перевозок; о порядке налогообложения транспортным налогом судов, зарегистрированных в РМРС; о порядке налогообложения НДС ввозимых в РФ построенных на территории иностранного государства судов, подлежащих регистрации в РМРС

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 июня 2012 г. N 03-03-06/1/319

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

В соответствии с пп. 33 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее - РМРС). Для целей гл. 25 НК РФ под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.

Согласно п. 48.5 ст. 270 НК РФ к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли организаций, относятся расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием, эксплуатацией и реализацией судов, зарегистрированных в РМРС.

Согласно п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества в целях гл. 25 НК РФ исключаются основные средства, зарегистрированные в РМРС, на период нахождения их в РМРС.

Таким образом, указанные выше положения НК РФ относятся к судам, зарегистрированным в РМРС, используемым для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации.

Если судно используется для осуществления каботажных рейсов, при которых пункт отправления и пункт назначения находятся в пределах Российской Федерации, то положения пп. 33 п. 1 ст. 251, п. 48.5 ст. 270 и п. 3 ст. 256 НК РФ не применяются.

Доходы и расходы, относящиеся к использованию судов, зарегистрированных в РМРС, для каботажных перевозок, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.

Одновременно сообщаем, что согласно пп. 33.2 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 г. и зарегистрированных в РМРС. При этом под эксплуатацией таких судов в целях настоящего подпункта понимается их использование для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки и обеспечения указанных услуг и видов деятельности независимо от расположения пункта отправления и (или) пункта назначения, а также сдача таких судов в аренду для данного использования.

Что касается транспортного налога, то в соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения этим налогом суда, зарегистрированные в РМРС.

Пунктом 2 ст. 38 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) установлено, что при регистрации судна в бербоут-чартерном реестре или РМРС выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации на срок, не превышающий срока действия бербоут-чартера.

При этом согласно п. 3 ст. 37 КТМ регистрация судна в Российском международном реестре судов подлежит ежегодному подтверждению. Порядок ежегодного подтверждения регистрации судна в РМРС устанавливается правилами регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов (Приказ Минтранса России от 09.12.2010 N 277).

Таким образом, налоговая льгота по пп. 9 п. 2 ст. 358 НК РФ предоставляется налогоплательщику в отношении судов, указанных в п. 7 ст. 33 КТМ при наличии Свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации с даты регистрации судна в РМРС и ежегодного подтверждения такой регистрации.

В отношении налога на добавленную стоимость следует учитывать, что ввоз товаров на территорию Российской Федерации согласно пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Перечень товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации, установлен ст. 150 НК РФ. Так, в соответствии с п. 12 данной статьи НК РФ не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость ввоз на территорию Российской Федерации судов, подлежащих регистрации в РМРС.

Пунктом 3 ст. 40 КТМ определено, что государственная регистрация судна в РМРС осуществляется на имя собственника или на имя фрахтователя судна по бербоут-чартеру.

В соответствии с Правилами регистрации судов и прав на них в морских портах, утвержденными Приказом Минтранса России от 09.12.2010 N 277, по заявлению собственника судна или российского фрахтователя судна по бербоут-чартеру судно регистрируется в РМРС и органом, осуществляющим регистрацию, выдается свидетельство о регистрации судна (подтверждении регистрации судна) в РМРС.

Таким образом, условием применения освобождения от налога на добавленную стоимость в отношении ввозимых в Российскую Федерацию построенных на территории иностранного государства судов, подлежащих регистрации в РМРС, является их регистрация в РМРС, подтверждаемая соответствующим свидетельством, выданным собственнику судна или фрахтователю судна по бербоут-чартеру.

По вопросам, связанным с применением положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", следует обращаться в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

22.06.2012