Работник был уволен из организации в связи с сокращением штата. В двухнедельный срок со дня увольнения он обратился в центр занятости населения, однако трудоустроен им не был по причине отсутствия подходящей работы. Центром занятости населения было принято решение о сохранении за данным работником среднего заработка за третий месяц со дня увольнения, которое было оформлено в виде справки
Является ли в рассматриваемом случае справка, выданная центром занятости населения, достаточным основанием для выплаты работодателем работнику среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения?
Ответ: Учитывая положения законодательства и судебную практику, отсутствие у органа занятости возможности трудоустроить работника, при том что работник от предлагаемой ему работы не отказывался и им были соблюдены все необходимые условия, является исключительным случаем, дающим право такому работнику на получение средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения. Кроме того, в связи с тем что законодательством не определена форма решения органа занятости, решение, оформленное в виде справки, является достаточным основанием для выплаты работодателем работнику среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения.
Обоснование: Пунктом 4 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ установлено, что одним из оснований прекращения трудовых отношений является расторжение трудового договора по инициативе работодателя.
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в том числе в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Работникам, увольняемым в случае сокращения численности или штата работников, полагаются гарантии и компенсации, предусмотренные гл. 27 ТК РФ.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
При этом ч. 2 ст. 178 ТК РФ предусмотрено, что в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Из приведенных положений следует, что увольняемый по сокращению штата работник имеет право на выходное пособие, а также работодатель обязан сохранить за ним средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев с момента увольнения. Однако в исключительных случаях средний заработок за работником может быть сохранен и в течение третьего месяца со дня увольнения, при условии, что работник обратился в службу занятости и не был ею трудоустроен. При этом законодатель не уточняет, что следует понимать под исключительным случаем, в законодательстве указано только, что решение о сохранении среднего заработка за третий месяц принимается службой занятости, при этом законодатель также не уточняет, каким образом должно быть оформлено данное решение.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1) трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, признаются безработными.
При этом п. 2 ст. 3 Закона N 1032-1 установлено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости необходимых документов. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Однако согласно положениям п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, не могут быть признанными безработными.
Подходящей работой согласно п. 1 ст. 4 Закона N 1032-1 считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Из судебной практики следует:
Санкт-Петербургский городской суд в Определении от 06.03.2012 N 33-3327/2012 (далее - Определение N 33-3327/2012), установив из материалов дела, что работник, обратившийся в орган занятости, не был им трудоустроен по причинам, не зависящим от его воли, а ввиду отсутствия подходящей работы, пришел к выводу, что отсутствие у органа занятости населения возможности предложить уволенному работнику подходящую работу является исключительным случаем, предусмотренным положениями ст. 178 ТК РФ и позволяющим принять решение о сохранении за работником среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения.
Кроме того, в Определении N 33-3327/2012 установлено, что, поскольку действующим законодательством не определена форма решения органа занятости населения о сохранении за работником среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения, вынесение такого решения в форме справки не является нарушением действующего законодательства и не может быть признано незаконным.
Аналогичные выводы содержатся также в Определениях Санкт-Петербургского городского суда от 05.12.2011 N 33-17944/2011 и от 14.09.2011 N 33-14012/2011.
Таким образом, из положений законодательства и судебной практики следует, что работник, уволенный в связи с сокращением штата или численности работников, помимо права на получение среднего месячного заработка на период трудоустройства, не превышающий двух месяцев, в случае если он встал на учет в службу занятости в течение двух недель с момента увольнения и не был трудоустроен в течение трех месяцев по причине отсутствия у органа занятости подходящей для него работы, имеет право на получение среднего месячного заработка также за третий месяц, если службой занятости будет принято такое решение. При этом законодательством не установлена форма такого решения и если решение было принято в виде справки, это не может считаться нарушением законодательства.
В связи с этим если работник представил бывшему работодателю справку из органа занятости о сохранении за ним среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения, то работодатель обязан выплатить данному работнику средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения, в связи с тем что отсутствие у органа занятости населения возможности предложить уволенному работнику подходящую работу признается исключительным случаем, предусмотренным положениями трудового законодательства.
В. А.Любимова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
20.06.2012