Правомерны ли действия налогового органа по отражению в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам сведений о наличии у налогоплательщика задолженности по административному штрафу?

Ответ: Принимая во внимание сложившуюся на сегодняшний день арбитражную практику, действия налогового органа по отражению в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам сведений о наличии у налогоплательщика задолженности по административному штрафу являются незаконными.

Обоснование: На основании пп. 10 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов - в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса.

Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.

Сведения о состоянии расчетов налогоплательщиков отражаются в карточках лицевых счетов, которые ведут налоговые органы в установленном порядке.

В справке о состоянии расчетов подлежит отражению объективная информация, соответствующая реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов (а не информация о состоянии расчетов с бюджетом в целом по всем правоотношениям организации).

В отличие от выписки из лицевого счета, являющейся документом внутреннего контроля, справка о состоянии расчетов является официальным документом, прямо предусмотренным НК РФ для выдачи налогоплательщику. Наличие или отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его предпринимательской деятельности, добросовестности и финансовой стабильности, поэтому включение в справку сумм недоимки, пеней, штрафов без правовых оснований нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности, создает препятствия для осуществления предпринимательской, а также иной экономической деятельности.

В соответствии с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 01.09.2009 N 4381/09, неполная или недостоверная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

Согласно п. п. 125, 145 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, индивидуальное информирование налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов осуществляется на основании письменного запроса о представлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам в инспекцию ФНС России по месту учета.

Согласно п. п. 137, 158 названного Административного регламента справка о состоянии расчетов формируется на основании данных информационных ресурсов инспекции ФНС России.

Приказом ФНС России от 28.01.2013 N ММВ-7-12/39@ утверждена форма справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей, а также Порядок заполнения форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам (далее - Порядок).

Согласно п. 1 Порядка справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей формируется с использованием программного обеспечения налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекции Федеральной налоговой службы и учитывает информацию о всех суммах налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, уплачиваемых организацией (индивидуальным предпринимателем), в том числе связанных с исполнением обязанности ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

В п. 5 Порядка приведен перечень данных, подлежащих отражению в справке о состоянии расчетов.

Административные штрафы в данном перечне не поименованы.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 21.01.2014 по делу N А33-8422/2013 отметил, что справка о состоянии расчетов является официальным документом, прямо предусмотренным НК РФ, в котором подлежит отражению информация о суммах налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, уплачиваемых организацией, возникших только из правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Поскольку административный штраф не приравнивается к обязательным платежам, подлежащим внесению в бюджет в порядке исполнения обязанностей налогоплательщика, суды, исходя из вышеизложенного, пришли к законным и обоснованным выводам о том, что задолженность по уплате административных штрафов не подлежит включению в справку о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по уплате налогов, сборов, пеней, налоговых санкций.

Отражение в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам сведений о наличии у налогоплательщика задолженности по административному штрафу в отсутствие к тому правовых оснований нарушает права и законные интересы последнего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем правомерны выводы судов о признании оспариваемых действий инспекции незаконными.

В Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2011 по делу N А12-3670/2011 признаны незаконными действия налогового органа по внесению в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам сведений о наличии у налогоплательщика задолженности по уплате штрафов, взыскиваемых за нарушение норм законодательства по ККМ.

Судьи отметили, что содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам, выдаваемой налоговым органом налогоплательщикам, должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика относительно его взаимоотношений с бюджетом по уплате обязательных платежей (налогов, сборов, пеней, налоговых санкций).

Включение в справку сведений о неуплаченных юридическими и физическими лицами административных штрафов действующим налоговым законодательством не предусмотрено, поскольку административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного, а не налогового правонарушения.

Из чего следует, что административный штраф не приравнивается к обязательным платежам, подлежащим внесению в бюджет в порядке исполнения обязанностей налогоплательщика, следовательно, задолженность по уплате административных штрафов не подлежит включению в справку о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по уплате налогов, сборов, пеней, налоговых санкций.

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания

"Налоговая помощь"

16.04.2014