Вправе ли должностное лицо налогового органа, проводящее проверку соблюдения валютного законодательства организацией, запрашивать у нее документы, подтверждающие соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций? Если организация не исполняет запрос о представлении документов, может ли она быть привлечена к административной ответственности? Если может, вправе ли должностное лицо, проводящее проверку, составить в отношении организации протокол об административном правонарушении?

Ответ: В целях проведения проверки должностные лица налоговых органов вправе запросить документы и информацию от проверяемого резидента (нерезидента). На основании ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Выявив в результате проведения проверки факт совершения проверяемым лицом действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, уполномоченные должностные лица налогового органа обязаны возбудить дело об административном правонарушении, составить протокол и передать информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.

Обоснование: На основании п. 3 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Частью 4 указанной статьи предусмотрен перечень документов (копий документов), связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, необходимых для осуществления валютного контроля.

Из п. 5 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, утвержденного Приказом Минфина России от 04.10.2011 N 123н (далее - Регламент), следует, что налоговые органы, а также их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных Законом N 173-ФЗ.

Как следует из п. 25 Регламента, в целях проведения проверки должностные лица налоговых органов вправе запросить документы и информацию от проверяемого резидента (нерезидента) на основании ч. 1 и 4 ст. 23 Закона N 173-ФЗ.

В соответствии с п. 2 Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 N 98 (далее - Правила), в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов, а резиденты и нерезиденты обязаны предоставлять агентам валютного контроля информацию, связанную с проведением валютных операций, а также подтверждающие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, в соответствии с перечнем, указанным в ч. 4 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, и должны соответствовать требованиям, установленным ч. 5 указанной статьи.

Согласно п. 7 Правил подтверждающие документы (копии документов) и информация по запросу агента валютного контроля направляются резидентом или нерезидентом агенту валютного контроля заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или представляются резидентом или нерезидентом либо его представителем, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, агенту валютного контроля лично.

Пунктом 10 Правил предусмотрено, что обязанность резидента и нерезидента представить агенту валютного контроля подтверждающие документы (копии документов) и информацию считается исполненной, если резидент или нерезидент представил агенту валютного контроля подтверждающие документы (копии документов) и информацию, указанные в запросе (дополнительном запросе), в полном объеме и в срок, установленный агентом валютного контроля.

Таким образом, приходим к выводу, что законодательством установлен порядок представления документов, подтверждающих соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций, по запросу налогового органа.

Статьей 25 Закона N 173-ФЗ установлено, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 33 Регламента при выявлении в результате проведения проверки факта совершения проверяемым лицом действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения и/или состава преступления, уполномоченные должностные лица налогового органа обязаны возбудить дело об административном правонарушении и/или передать информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в правоохранительные и/или иные государственные органы. В случае передачи документов и информации в правоохранительные и иные государственные органы в акте проверки также делается соответствующая запись.

На основании ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

В связи с тем что налоговые органы, на основании ч. 3 ст. 22 Закона N 173-ФЗ, являются агентами валютного контроля, они, в соответствии с п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ. Следовательно, выявив в результате проведения проверки факт совершения проверяемым лицом действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, уполномоченные должностные лица налогового органа обязаны возбудить дело об административном правонарушении, составить протокол и передать информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в органы валютного контроля (ст. 23.60 КоАП РФ).

Таким органом, уполномоченным осуществлять в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (пп. 5.4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278).

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

14.06.2012