При проверке оформления трудовых книжек новым начальником отдела кадров было обнаружено, что одному из работников вместо оформления вкладыша завели вторую трудовую книжку. Нумерация записей во второй трудовой книжке продолжает нумерацию записей в первой. Как исправить допущенную ошибку?

Ответ: Исправить допущенную ошибку в оформлении трудовой книжки работника, выражающуюся в том, что вместо оформления вкладыша работнику завели вторую трудовую книжку, следует посредством оформления вкладыша в первую трудовую книжку, в который следует перенести информацию из второй трудовой книжки. Бланк второй трудовой книжки следует признать испорченным и уничтожить с составлением соответствующего акта.

Обоснование: Согласно п. 38 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила), в случае если в трудовой книжке заполнены все страницы одного из разделов, в трудовую книжку вшивается вкладыш, который оформляется и ведется работодателем в том же порядке, что и трудовая книжка.

Выдача второй трудовой книжки в связи с отсутствием страниц соответствующего раздела трудовой книжки действующими нормативными правовыми актами не предусмотрена, следовательно, возникшую в результате выдачи второй трудовой книжки ошибку следует исправить путем оформления вкладыша в первую трудовую книжку, в который следует перенести информацию из второй трудовой книжки. Бланк второй трудовой книжки следует признать испорченным и в соответствии с п. 42 Правил уничтожить с составлением соответствующего акта.

Не исключено, что вторая трудовая книжка была оформлена иным работодателем. Пунктами 27 - 28 Правил предусмотрено, что в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку. Если организация, которая произвела неправильную или неточную запись, реорганизована, исправление производится ее правопреемником, а в случае ликвидации организации - работодателем по новому месту работы на основании соответствующего документа. Полагаем, что указанные нормы Правил могут быть применены к рассматриваемой ситуации.

Таким образом, если вторая трудовая книжка была оформлена иным работодателем, то работнику следует обратиться к нему. Если организация, которая выдала вторую трудовую книжку, реорганизована, за выдачей вкладыша следует обратиться к ее правопреемнику, а в случае ликвидации организации вкладыш должен быть оформлен работодателем по новому месту работы на основании соответствующего документа. О каком соответствующем документе идет речь, Правила умалчивают. Полагаем, что факт ликвидации юридического лица может быть подтвержден работником выпиской из ЕГРЮЛ, которая выдается по запросу в любой инспекции Федеральной налоговой службы (ст. ст. 4 - 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

А. Д.Рабинович

Якутский экономико-правовой институт

(филиал) образовательного учреждения профсоюзов

высшего профессионального образования

"Академия труда и социальных отношений"

14.06.2012