Организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами. Собственный штат управляющей организации состоит из административного персонала. В штате нет абонентского отдела, ведущего учет начислений и поступлений платы за жилые помещения и коммунальные услуги. Расчеты жильцов многоквартирного дома (собственников жилья) за коммунальные услуги, содержание и ремонт жилья осуществляются через информационно-расчетный центр на основании агентского договора с организацией. Данные услуги в перечне видов работ и услуг к договору управления многоквартирным домом не указаны
Правомерно ли в случае привлечения посредников для оказания услуг по управлению многоквартирными домами применять льготу по НДС в соответствии с пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ?
Ответ: В случае если организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами и расчеты жильцов многоквартирного дома за коммунальные услуги и ремонт жилья осуществляются через информационно-расчетный центр на основании агентского договора с организацией и такие услуги в перечне видов работ и услуг договора управления многоквартирным домом не указаны, то организация не вправе применять льготу по НДС в соответствии с пп. 30 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ в отношении этих услуг.
Обоснование: В соответствии с пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Как следует из данной нормы, ею предусмотрено освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
На основании п. 2 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Следовательно, только в отношении тех работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые указаны в договоре управления многоквартирным домом, возможно применять освобождение, предусмотренное пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, то есть содержание договора управления многоквартирным домом должно подтверждать, что конкретные работы (услуги) относятся к работам (услугам) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Данный вывод может подтверждаться и анализом следующей позиции Минфина России.
Минфин России в Письме от 16.11.2010 N 03-07-11/437 разъяснил, что применять освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) в рамках договора, отличного от договора управления многоквартирным домом, неправомерно.
Ю. М.Лермонтов
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
13.06.2012