Применение книжки МДП

(Сбежнев В. А.) ("Финансовое право", 2006, N 10) Текст документа

ПРИМЕНЕНИЕ КНИЖКИ МДП

В. А. СБЕЖНЕВ

Сбежнев В. А., аспирант Российской академии правосудия.

Регулирование международных грузовых перевозок напрямую связано с экономическим процветанием России и развитием ее отношений с другими странами. Тщательно разработанные таможенные процедуры гарантируют безопасность государства и упрощение перемещения товаров и транспортных средств через границу. Указанные обстоятельства характеризуют актуальность выбранной нами темы. Данная проблема затрагивалась во многих научных работах. Например, В. И. Лисова <1>, В. Т. Драгановой <2>, Ю. Петрова, И. Кудрявцевой <3>, М. Л. Постоленко <4>, В. Ю. Преснякова <5>, Б. А. Райзберга, Р. А. Фатхутдинова <6>, Д. С. Львова <7>, Л. А. Лозбенко <8>, А. Д. Ершова <9>, О. Д. Гуджояна <10>, К. Г. Борисова <11>, А. Н. Козырина <12>, И. Яманушкиной <13>. Однако нельзя утверждать, что проблемы, возникающие в сфере международных перевозок, разработаны достаточно полно. Отсутствуют специальные исследования, посвященные перевозкам с применением книжки МДП. -------------------------------- <1> Национальная экономика России. Потенциалы, комплексы, экономическая безопасность: Учебник / Под общей редакцией д. э.н. В. И. Лисова. М., 2000. <2> Основы таможенного дела: Учебник / Под ред. В. Т. Драганова. М., 1998. <3> Петров Ю., Кудрявцева И. Практика таможенного регулирования: Учеб. пособие. М., 1994. <4> Постоленко М. Л. Внешнеэкономическая деятельность в Российской Федерации. Управление. Организация. Регулирование и контроль. М., 1994. <5> Пресняков В. Ю. Современная зарубежная практика регулирования внешней торговли: таможенный аспект. М., 1996. <6> Райзберг Б. А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой: Учебник. М., 1999. <7> Системные проблемы России. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Под руководством академика РАН Д. С. Львова. М., 1999. <8> Лозбенко Л. А. Конвенциальная институализация таможенных служб как социальный фактор внешнеэкономической деятельности государств: Дис. ... д-ра социол. наук. М., 2004. <9> Ершов А. Д. Международные таможенные отношения: Учеб. пособие. СПб., 2000. <10> Гуджоян О. Д. Совершенствование методов таможенного регулирования международных автомобильных перевозок в Российской Федерации: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2002. <11> Борисов К. Г. Международное таможенное право: Учеб. пособие. М., 1997. <12> Козырин А. Н. Правовое регулирование таможенного режима транзита // Налоговый вестник. 1999. N 8. <13> Яманушкина И. Международные автомобильные перевозки: особенности оформления // Финансовая газета. 2004. N 43.

"Современный этап развития внешнеэкономических связей характеризуется тенденцией к либерализации торговых отношений. Однако здесь возникает ряд вопросов, связанных с тем, что, открывая свои границы даже для относительно свободного перемещения товаров и услуг, государство может утратить способность обеспечивать свою экономическую безопасность" <14>. -------------------------------- <14> Ершов А. Д. Международные таможенные отношения: Учеб. пособие. СПб., 2000. С. 19.

Важным инструментом в решении проблем, возникающих на современном этапе, являются международные источники права. "Интернационализация таможенных отношений выражается в заключении союзов и многосторонних соглашений, выработке единых тарифов, согласованных систем описания и кодирования товаров, в создании общей системы безопасности и международных организаций, устанавливающих правила, нормы, процедуры регулирования внешнеэкономической деятельности" <15>. -------------------------------- <15> Там же. С. 20.

Для развития международных отношений большое значение имеет открытость для них внутреннего законодательства, в частности Основного закона. "Конституционный строй России служит преодолению во многом искусственной изоляции страны, обеспечивает взаимодействие сообщества правовых государств на основе универсальных принципов и норм международного общения, обязательных для всех государств и иных субъектов международного права" <16>. -------------------------------- <16> Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2001. С. 100.

Согласно ст. 15 Конституции РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, общепринятые нормы и принципы международного права и международные договоры, участниками которых является Россия, подлежат непосредственному применению. Пункт 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации") устанавливает порядок применения международных договоров на территории России: "Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты" <17>. -------------------------------- <17> Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации // СЗ РФ. 1995. N 29. С. 2757.

Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) должна применяться всеми физическими и юридическими лицами как часть российского законодательства (Россия является ее участником с 8 декабря 1982 г., по правопреемству СССР) <18>. -------------------------------- <18> АСМАП, "Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП)". М., 1993.

Многие вопросы применения книжки МДП в Российской Федерации урегулированы Положением о порядке применения таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП <19>. -------------------------------- <19> Приказ ГТК от 18 мая 1994 г. N 206 "Об утверждении положения о порядке применения Конвенции МДП, 1975 г." (действует с изменениями и дополнениями от 28 июня 2002 г.) // Экономика и жизнь. 1994. N 24; Таможенные ведомости. 2002. N 10.

Следует также указать, что Таможенный кодекс РФ учитывает специфику процедуры МДП. В частности, при международном таможенном транзите книжка МДП заменяет грузовую таможенную декларацию. Что касается коллизий Конвенции МДП и национального законодательства, то этот вопрос должен решаться с учетом положений Конституции РФ, Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" и самой Конвенции МДП. Процедура перевозки грузов с применением книжки МДП призвана упростить перемещение товаров через границы других государств. Однако ее применение налагает ряд обязанностей на перевозчика. Условия, при которых применяется процедура МДП, указаны в ст. 3 Конвенции МДП. Данная статья устанавливает следующие требования: 1) перевозки должны производиться в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, предварительно допущенных к перевозке, с соблюдением условий, указанных в гл. III "а"; либо в других дорожных транспортных средствах, других составах транспортных средств или других контейнерах при соблюдении условий, указанных в гл. III "с". Приложение II Конвенции МДП устанавливает "правила, касающиеся технических условий, применимых к дорожным транспортным средствам, которые могут допускаться к международным перевозкам под таможенными печатями и пломбами". Грузовое отделение транспортного средства должно быть сконструировано так, чтобы: a) грузы не могли извлекаться из опечатанной части транспортного средства или загружаться туда без оставления видимых следов взлома или повреждения таможенных печатей и пломб; b) таможенные печати и пломбы могли налагаться простым и надежным способом; c) в них не было никаких потайных мест для сокрытия грузов; d) чтобы все места, в которые могут помещаться грузы, были легко доступны для таможенного досмотра. При этом транспортное средство должно быть допущено к перевозке с применением книжки МДП по особой процедуре, установленной в приложении III ("процедура допущения дорожных транспортных средств, отвечающих техническим требованиям, предусмотренных правилами, приведенными в приложении 2"). Различаются две процедуры допущения транспортных средств: a) в индивидуальном порядке; b) по типу конструкции (серия дорожных транспортных средств). На каждое транспортное средство должно быть выдано "свидетельство о допущении дорожного транспортного средства", образец которого также установлен Конвенцией МДП (приложение IV). Свидетельство должно сопровождать транспортное средство при осуществлении перевозок; 2) перевозки гарантируются объединениями, признанными согласно положениям ст. 6, и должны производиться с применением книжки МДП, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1 к Конвенции МДП. Страна, участвующая в Конвенции МДП, может предоставлять право выдачи книжек МДП некоторым гарантийным объединениям. При этом не указывается, каким объединениям возможна передача таких прав. Государство вправе само решать, будет ли это коммерческая или некоммерческая организация. Требуется лишь, чтобы были установлены определенные гарантии, которые должно обеспечивать объединение. Существование гарантийных объединений позволяет возлагать на них солидарную ответственность в случае неуплаты таможенных платежей лицами, осуществляющими перевозку. Пункт 7 ст. 8 устанавливает, что "компетентные органы должны, по мере возможности, требовать уплаты этих сумм у лица или лиц, с которых непосредственно причитаются эти суммы, прежде чем предъявить иск гарантийному объединению". Кроме того, государство вправе поручить эту деятельность одному из своих органов. В Российской Федерации гарантийным объединением является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). При применении книжки МДП следует учитывать, что ее положения не ограничивают и не отменяют положений национального законодательства. Это касается и правил применения таможенных режимов, установленных национальным законодательством. Согласно п. 2 ст. 47 Конвенции МДП ее положения "не препятствуют применению иных национальных или международных положений, регламентирующих перевозки". Из Постановления кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 июля 2001 г. следует <20>: -------------------------------- <20> Постановление кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 июля 2001 г. по делу N А79-253/01-СК1-397 // СПС "КонсультантПлюс".

"Украинская организация ООО "Катех-Электро" 20 февраля 1999 г. заключила договор N 342 ВП с ООО "Аметист" (г. Калуга) на поставку продукции на консигнацию. В счет исполнения данного контракта автомашиной МАЗ 49-89 КХВ/02713 КХ на таможенную территорию Российской Федерации был ввезен автопогрузчик модели 40814 с соблюдением процедуры МДП. Из книжки МДП N УХ 25664790 усматривается, что автопогрузчик 12 апреля 1999 г. был доставлен в Калужскую таможню. Данное обстоятельство также подтверждается и свидетельством N А0965403, удостоверяющим доставку товаров под таможенным контролем от 12 апреля 1999 г. Из названного свидетельства Людиновского поста Калужской таможни следует, что перевозка по книжке МДП N УХ 25664790 завершена. В этот же день согласно CWR N 031559 Калужской таможней было произведено таможенное оформление автопогрузчика, о чем свидетельствует штамп N 21 "выпуск разрешен". Согласно рапорту N 27 младшего инспектора Чувашской таможни во время проведения оперативно-поискового мероприятия 16 апреля 1999 г. на посту ГИБДД "Хыркасы" был остановлен автомобиль МАЗ 49-89 КХВ, перевозящий автопогрузчик из города Калуги в город Казань. Инспектору таможни был представлен договор N 68/50-99 от 23 февраля 1999 г. на поставку автопогрузчика марки 40814, заключенный между ООО "Аметист" (г. Калуга) и АО "Сэвилен" (г. Казань). По признакам нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 273 Таможенного кодекса Российской Федерации, 16 апреля 1999 г. было заведено дело о нарушении таможенных правил N 17900-159/99". Суд в Постановлении отметил: "Согласно статье 15 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г. (в дальнейшем - Конвенция МДП) при временном ввозе дорожного транспортного средства, используемого для перевозки грузов с соблюдением процедуры МДП, специального таможенного документа не требуется. Пунктом 2.2 Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, утвержденных Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 2 марта 1995 г. N 137, установлено, что регистрация транспортных средств, следующих в соответствии с Конвенцией МДП, производится таможенными органами путем указания транспортного средства в книжке МДП. Таким образом, автомашина МАЗ 49-89 КХВ, осуществившая ввоз автопогрузчика на таможенную территорию Российской Федерации по книжке МДП, была помещена под таможенный режим временного ввоза... Статьей 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" установлено, что перевозки грузов транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, в том числе временно ввезенным ими на территорию Российской Федерации, между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, запрещаются" <21>. -------------------------------- <21> Постановление кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 июля 2001 г. по делу N А79-253/01-СК1-397.

Суд признал незаконной перевозку автопогрузчика украинской организацией ООО "Катех-Электро" на машине, в отношении которой таможенный режим "временного ввоза (вывоза)" завершен. Таким образом, транспортное средство с грузом может перемещаться в соответствии с международным режимом (режимом МДП) и национальным режимом одновременно. При этом Конвенция МДП решает вопрос об их противоречии в пользу национального законодательства. Следует также учитывать, что Конвенция МДП действует в совокупности не только с национальным, но и международным законодательством. Примером такой совокупности может служить решение Арбитражного суда Московской области от 18 ноября 2005 г. по делу N А41-К2-21623/05 <22>: -------------------------------- <22> Решение Арбитражного суда Московской области от 18 ноября 2005 г. по делу N А41-К2-21623/05 // СПС "Консультант-Плюс".

"Из исследованных в судебном заседании документов усматривается, что 18 июня 2005 года автомашина (фирма-перевозчик - ООО "Паритет-98"), следовавшая по книжке МДП ХВ 45675459, CMR 10874 от 17 июня того же года, инвойс N 10874 от 14 июня 2005 года, с товаром "Хвойные лесоматериалы шлифованные" пересекла таможенную границу России в зоне деятельности Выборгской таможни (таможенный переход "Торфяновка"). Согласно товаросопроводительным документам на автомашине перемещался товар весом 20292 кг (28 грузовых мест)... Согласно акту таможенного досмотра N 10122110/070705/000386 товар был доставлен с ненарушенными средствами идентификации, количество грузовых мест и вес товара соответствовал указанному в товаросопроводительных документах... Отдел товарной номенклатуры Московской западной таможни определил (направление N 850 от 7 июля 2005), что вышеуказанный товар представляет собой "сборные строительные конструкции из древесины", а также то, что код товара по ТН ВЭД должен быть иной, чем указан в товаросопроводительных документах, представленных заявителем при прибытии". Следует учитывать, что право перевозчика на проверку груза ограничено Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов, заключенной в г. Женеве 19 мая 1956 г. <23>. Таким образом, на наш взгляд, считать виновным его нельзя. Этот вывод также следует и из упомянутого решения арбитражного суда: -------------------------------- <23> Конвенция о международной дорожной перевозке грузов от 19 мая 1956 г. // Международные перевозки грузов. СПб., 1993.

"Суд считает, что реализовать право проверить содержимое грузовых мест перевозчик может только по требованию отправителя (ч. 3 ст. 8 КДПГ)... Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ООО "Паритет-98" надлежащим образом выполнило все возложенные на него таможенным законодательством обязанности..." <24>. -------------------------------- <24> Решение Арбитражного суда Московской области от 18 ноября 2005 по делу N А41-К2-21623/05.

Кроме того, обязанности и ответственность перевозчика также ограничены данной Конвенцией. Приведенный пример показывает, что требования Конвенции МДП дополняются требованиями других международных правовых актов. Таким образом, режим МДП представляет собой комплексный режим перевозок, урегулированный Конвенцией МДП, другими международными актами и национальным законодательством. Конвенция МДП направлена на упрощение международных перевозок, а также на исключение излишних расходов со стороны перевозчика. Однако она не ограничивает суверенные права государства, касающиеся таможенного контроля и обеспечения государственной безопасности. Следует отметить, что требования национального законодательства могут оказаться существенным барьером для развития автомобильных перевозок. Одним из инструментов, оказывающих значительное влияние на международные перевозки российским автотранспортом, является существующая разрешительная система <25>. -------------------------------- <25> Гуджоян О. Д. Совершенствование методов таможенного регулирования международных автомобильных перевозок в Российской Федерации: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2002. С. 60.

При упрощении международных перевозок обостряется конкуренция между перевозчиками. В этой связи нужно отметить слабую конкурентоспособность российских перевозчиков. На наш взгляд, необходимо применять меры экономического стимулирования повышения качества предоставляемых услуг. Однако такое стимулирование не принесет желаемого результата, если будет применяться только в отношении перевозчиков. Целесообразно предоставлять налоговые льготы производителям грузовой техники, отвечающей европейским стандартам (Евро-3 и требованиям приложения 2 к Конвенции МДП). Кроме того, следует смягчить налоговое бремя для производителей сложных и высокотехнологичных контейнеров. Такие меры будут способствовать развитию конкурентоспособности российских грузоперевозчиков.

------------------------------------------------------------------

Название документа