Организация-налогоплательщик в налоговом периоде учла в составе расходов в целях налогообложения прибыли затраты на исчисленный земельный налог на принадлежащий организации земельный участок. После исчисления земельного налога организация выявила, что земельный налог исчислен ею ошибочно, поскольку в отношении земельного участка действует льгота - он предоставлен для нужд безопасности и ограничен в обороте, а следовательно, не является объектом налогообложения по земельному налогу, и представила уточненную налоговую декларацию по данному налогу, в которой уменьшила сумму первоначально исчисленного налога. Следует ли организации в связи с этим производить перерасчет налоговой базы по налогу на прибыль?

Ответ: Если организация в налогом периоде учла в составе расходов в целях налогообложения прибыли затраты на исчисленный земельный налог, а позже выявила, что земельный налог исчислен ошибочно, поскольку в отношении земельного участка действует льгота - он предоставлен для нужд безопасности и ограничен в обороте, а следовательно, не является объектом налогообложения по земельному налогу, то, учитывая недавнюю позицию Президиума ВАС РФ, организация в рассматриваемой ситуации не должна производить перерасчет налоговой базы по налогу на прибыль.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В силу пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.

Как указано в п. 1 ст. 54 НК РФ, налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 N 10077/11 закреплена позиция, согласно которой выявленные налогоплательщиком ошибки (искажения) при исчислении земельного налога применительно к налогу на прибыль не подлежат исправлению путем внесения соответствующих изменений за период, в котором эти ошибки (искажения) допущены.

Президиум ВАС РФ указал, что исчисление как земельного, так и иных налогов, учитываемых в составе расходов, в излишнем размере (в том числе вследствие неприменения льготы или иного освобождения) не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль.

Учет в составе расходов первоначально исчисленной суммы земельного налога, соответствующий положениям перечисленных норм НК РФ, не может квалифицироваться как ошибочный. Корректировка налоговой базы по земельному налогу должна рассматриваться как новое обстоятельство, свидетельствующее о необходимости учета излишне исчисленной суммы земельного налога в периоде указанной корректировки в составе внереализационных доходов, перечень которых в силу ст. 250 НК РФ не является исчерпывающим.

Президиум ВАС РФ указал, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании норм права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем Постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ, если для этого нет других препятствий.

При этом следует отметить, что ранее арбитражные суды по данному вопросу придерживались противоположной позиции, однако Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.04.2011 N А11-4707/2010, в котором данная противоположная позиция изложена, было Президиумом ВАС РФ отменено.

Представляется, что после принятия Постановления Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 N 10077/11 нижестоящие суды при разрешении схожих ситуаций будут следовать аналогичной позиции. Поскольку Президиум ВАС РФ указал на неправомерность подхода, согласно которому выявленные налогоплательщиком ошибки (искажения) при исчислении земельного налога применительно к налогу на прибыль подлежат исправлению путем внесения соответствующих изменений за период, в котором эти ошибки (искажения) допущены, данную позицию будут разделять и нижестоящие суды.

Н. Н.Матюнина

Референт государственной

гражданской службы РФ

3 класса

09.06.2012